29 марта ‘24, Пятница

Биологи предсказали, как рыболовство повлияет на эволюцию рыб

Ученые предсказали эволюционный ответ промысловых рыб на интенсивное рыболовство. Выяснилось, что в будущем среди них возобладают особи с высокой анаэробной выносливостью.

К такому выводу пришли британские биологи из Университета Глазго, чья статья опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Экологи нередко поднимают вопрос о негативном влиянии перелова на популяции промысловых рыб. Однако от внимания общественности ускользает возможное воздействие, которое оказывает рыболовство на ход эволюции рыб. Такое воздействие представляется неизбежным, поскольку рыболовный промысел является для многих рыб важнейшим фактором естественного отбора.

Чтобы пролить свет на эту проблему, авторы статьи провели эксперимент с 43 гольянами-красавками (Phoxinus phoxinus), пресноводными рыбами, обычными для Европы и России. В емкость, где содержались рыбы, ученые помещали движущийся рыболовный трал и затем наблюдали за их реакцией.

Оказалось, что среди гольянов были те, кто постоянно попадал в сеть, и те, кому всё время удавалось ускользнуть от трала. К последним относились особи с высокой анаэробной выносливостью и высоким уровнем метаболизма. Такие рыбы являются спринтерами, способными к рывкам на короткие дистанции, во время которых мышцы испытывают недостаток кислорода.

По словам ученых, попадет ли рыба в трал или нет, зависит от того, как она ведет себя в первые минуты после его приближения. Рыбы-спринтеры выплывают из него, тогда как особи с аэробной выносливостью, которые не могут быстро разгоняться, но способны плыть на длинные дистанции, оказываются в проигрышном положении. Возможно, что под действием естественного отбора таких рыб-марафонцев будет становиться всё меньше.