Изящный математический расчет помог решить проблему, занимавшую умы ученых более 100 лет. Оказалось, что дырявые листья помогают монстерам лучше приспособиться к условиям плохой освещенности.
Новую гипотезу, объясняющую необычную форму листьев этого популярного комнатного растения, предложил Кристофер Мур из Индианского университета. Гипотеза изложена в статье, опубликованной в журнале The American Naturalist.
Еще в конце XIX века ботаники предположили, что дырки и прорези в листьях монстеры (Monstera deliciosa), которая в диком виде произрастает в тропических лесах Южной Америки, позволяют ей лучше переносить ливневые дожди, пропуская ветер и воду. Согласно альтернативной гипотезе, прорези принимают участие в терморегуляции.
Однако, по словам Мура, все эти предположения бездоказательны. Исследователь показал, что наличие отверстий в листьях монстеры связано с тем, что большую часть времени это растение скрыто от солнечного света густыми кронами деревьев и фотосинтезирует за счет падающих на нее случайных ярких солнечных лучей.
Дырки помогают монстере улавливать свет
Эти лучи проникают в глубь тропического леса при порывах ветра, колеблющих крону то там, то здесь, так что место их падения предугадать невозможно. Математический расчет продемонстрировал, листья, «раздвинутые» за счет прорезей, имеют больший шанс поймать случайный луч света, чем имеющие ту же площадь поверхности цельные листья.
Гипотеза Мура объясняет также, почему листья молодых монстер лишены дырок. Дело в том, что с возрастом эти растения всё выше вскарабкиваются по стволам деревьев, куда солнечные лучи проникают чаще. В нижние же ярусы, где начинают свой рост молодые монстеры, случайные лучи всё равно не пробиваются, так что прорези здесь бесполезны.
Ученый подчеркивает, что его гипотезу можно экспериментально проверить, разместив сенсоры по форме цельного и дырявого листа, чтобы определить, какой из них чаще улавливает свет. По мнению Мура, наличие дырок не дается монстере даром - чтобы по их краям лист не провисал, ей требуется дополнительное количество механической ткани.