29 марта ‘24, Пятница

Генетики просчитали праматерь домашних лошадей

Анализ митохондриальной ДНК (мтДНК) показал, что общая праматерь всех домашних лошадей жила на Земле от 130 до 160 тысяч лет назад. Одомашнивание лошадей происходило в разных местах Евразии.

Археологические и генетические указания на время жизни предка домашних лошадей – дикой лошади (Equus ferus) до сих пор были неполны. С точки зрения генетики, сложности возникают из-за высокого уровня генетического разнообразия митохондриальной ДНК (мтДНК) современной лошади. Последнее слово в этой проблеме сказали итальянские ученые – Антонио Торрони (Antonio Torroni) и его коллеги из Университета города Павия. Они изучили митохондриальный геном 83 лошадей из Азии, Европы, Среднего Востока и Америки.

Ученые проанализировали в мтДНК лошадей разного происхождения порядка 800 изменчивых участков и выявили 18 больших генетических кластеров – гаплогрупп, каждая из которых характеризовалась собственным набором мутаций. Время расхождения этих гаплогрупп восходит к неолиту. Поэтому генетики вычислили, что общий предок по материнской линии – условно «кобыла-праматерь» жила около 140 тысяч лет назад (от 130 до 160 тысяч лет назад). Дикие лошади были распространены по Евразии в течение верхнего палеолита (35-10 тысяч лет назад), но вероятно, большинство линий не пережили сурового климата последнего оледенения.

В то же время, одомашнивание лошади (а это произошло, вероятно, 6-7 тысяч лет назад) происходило в разных местах Евразии. Ученые предполагают, что в одомашнивании участвовали более генетически однородные жеребцы и более генетически разнообразные кобылы, которое и принесли это разнообразие в мтДНК современных лошадей (Equus ferus caballus).

Интересно, что у лошади Пржевальского – единственной живущей на Земле дикой лошади, в мтДНК найдена только одна из 18 гаплогрупп. Это подтвердило утверждение, что лошадь Пржевальского не годится на роль матери домашних лошадей.

Результаты работы, которые ученые опубликовали в журнале PNAS, будут полезны на практике с нескольких сторон. Они позволят лучше разобраться с многочисленными ископаемыми останками лошадей. Заставят пересмотреть вклад генетического разнообразия в селекцию лошадей, в том числе чистопородных. И, наконец, понять вклад митохондриального генома (наследственности по матери) в скоростных качествах беговых лошадей.