19 марта ‘24, Вторник

На дне Карибского моря живут необычные креветки

Дно Карибского моря кишит огромными скоплениями необычных креветок. Они живут в районе "черных курильщиков" - выходов гидротермальных источников.

Группа ученых под руководством доктора Дуга Конелли (Doug Connelly) из Океанографического центра в Саутгемптоне обнаружила в Каймановой впадине в Карибском море в районе выходов горячих гидротермальных источников необычные скопления организмов. Креветкам, у которых отсутствовали глаза, зато на спине располагались особые светочувствительные органы, ученые присвоили даже статуc нового вида – Rimicaris hybisae.

Дымящаяся впадина

Кайманова впадина находится на границе между двумя плитами – Северо-американской и Карибской, а ее глубина превышает семь километров. В этом месте, как раз, проходит разлом – плиты расходятся со скоростью примерно 11 мм в год. Здесь же выходит на поверхность раскаленная магма, которая извергается из мантии, – так формируются подводные вулканы. Геологическая активность в этом месте одними вулканами не ограничивается. Часто в этих впадинах можно встретить «черных курильщиков». Так называются гидротермальные источники, которые образуются, когда мощные струи горячей воды вырываются на поверхность дна.

В такой среде, несмотря на огромные температуры и гигантское давление, возможна жизнь. К тому же, водная среда там очень богата сульфидами, сульфатами и окислами меди и железа.

Роботы на дне

Конелли и его коллеги отправились в экспедицию к Карибской впадине на британском королевском исследовательском судне «Джеймс Кук». Свои исследования ученые начали в 2010 году. В то место, где находятся «черные курильщики», они опустили радиоуправляемый подводный аппарат Autosub 6000, на борту которого был установлен прибор HyBIS с видеокамерой. HyBIS отобрал пробы воды, грунта и живых организмов.

Температура воды в районе «курильщиков» на глубине больше четырех километров достигала, по полученным данным, +450 градусов. Аппарат HyBIS доставил ученым необычные виды креветок. Огромные скопления этих животных покрывали минеральные столбы – образования из сульфатов и сульфидов на месте уже недействующих источников высотой около шести метров. На одном квадратном метре находилось около двух тысяч этих животных. Светочувствительный орган, расположенный у креветок на спине, помогает им ориентироваться в темноте, объясняют ученые. Находку отнесли к новому виду, назвав их Rimicaris hybisae – в честь прибора HyBIS, который этих животных и собирал.

Статья Конелли и его коллег опубликована в журнале Nature Communications