29 марта ‘24, Пятница

Палеонтологи откопали саблезубую белку

Ископаемые остатки очень странного животного палеонтологи нашли в Южной Америке. Существо очень похоже на саблезубую белку из мультфильма «Ледниковый период». Это примитивное млекопитающее из позднего мелового периода. Кстати латинское название (Cronopio dentiacutus) ученые дали зверю они по имени странного персонажа историй аргентинского писателя Хулио Кортасара – хронопа.

Гильермо Роже (Guillermo Rouger) из университета города Луисвилль (США) и его коллеги обнаружили череп и челюсти «саблезубой белки» на юге Аргентины. Горные породы в этой области сформировались примерно 100 миллионов лет назад, в конце мелового периода. Палеонтологи часто находили в этой местности останки мелких динозавров и прочих позвоночных животных, но млекопитающее откопали впервые. Неполный череп, челюсти и часть зубов саблезубой белки стали лишь второй палеонтологической находкой, свидетельствующей о существовании млекопитающих на территории Южной Америки в меловом периоде, сообщает РИА Новости.

Палеонтологи пришли к выводу, что зверь принадлежит к надотряду Dryolestoidea - примитивным млекопитающим, от которых произошли сумчатые и плацентарные млекопитающие. Южноамериканская саблезубая белка сильно отличается как от своих ближайших родственников из Африки, входившей вместе с Южной Америкой в единый южный материк Гондвана, так и от дальних родичей с северного континента – Лавразии.

Челюсти саблезубой белки по набору зубов отличаются от всех известных млекопитающих юрского и мелового периодов. Клыки Cronopio dentiacutus в несколько раз длиннее, чем все остальные зубы и самые длинные среди всех клыков ранних млекопитающих.

Череп этого существа сильно вытянут и несколько сплюснут с боков, и его устройство одновременно свидетельствует о примитивности саблезубой белки и говорит о высокой пищевой специализации. Челюсти белки были относительно слабыми, но хорошо раскрывались при укусе, что позволяло животному использовать его клыки-«сабли» в полную силу.

Ученые отмечают, что южноамериканская саблезубая белка (Cronopio dentiacutus), в отличие от героини мультфильма, обитала в вполне комфортных условиях тропического леса примерно 94 миллиона лет назад. Ее описание и реконструкцию ученые представили в журнале Nature.