19 апреля ‘24, Пятница

Летучие мыши заплесневели до смерти

В Канаде и Северной Америке летучие мыши вымирают из-за плесени, которая поселяется на их мордах. Биологи из научных центров США доказали, что эпидемии «синдрома белого носа» происходят из-за грибка Geomyces destructans.

Грибок припудривает морду

Синдром белого носа – грибковая инфекция, поражающая кожу рукокрылых млекопитающих. Инфекция оставляет белый налет на морде и других частях тела животных, впавших в зимнюю спячку.

Исследователи под руководством Джеффри Лорча (Jeffry M. Lorch) из Университета Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin-Madison) пишут, что с 2006 года эпидемия «белого носа» уничтожила около миллиона американских летучих мышей. Правда, до последнего времени биологи не знали, какой из пещерных грибков убивает спящих мышей. Ученые предполагали, что Geomyces destructans – это вторичный патоген, проникающий в организм мышей, ослабленных неизвестной первичной инфекцией. Более того, оставался неизвестным и механизм заражения.

В статье, опубликованной в последнем номере Nature, исследователи пишут, что предполагаемый возбудитель эпидемии – грибок Geomyces destructans – и есть главный и единственный виновник мышиной болезни. G.destructans активизируется во время зимней спячки: грибок размножается и выделяет белые споры, которые «припудривают» морду. Животное становится субстратом для грибка, который всю зиму сосет из него соки. К окончанию спячки гриб истощает животное – мышь погибает, а гриб продолжает расти.

Механизм передачи инфекции – прямой контакт.

Эксперимент

Команда Лорча проследила за развитием болезни на примере лабораторных и диких бурых ночниц – Myotis lucifugus. Для инфицирования лабораторных животных ученые использовали грибок G.destructans, выращенный на теле погибших сородичей. Диких ночниц экспериментаторы не инфицировали: они отлавливали уже заболевших животных.

На первой стадии эксперимента биологи поместили лабораторных ночниц в клетку, в которой поддерживалась температура, сопоставимая с температурой пещер – 6-7°С. Когда ночницы погрузились в спячку, ученые «припудрили» их крылья спорами грибка. Через три месяца ученые были вынуждены прекратить эксперимент: все летучие мыши покрылись белым налетом, животные похудели и на их телах появились нарывы, угрожающиее жизни.

На следующем этапе биологи проверили, смогут ли дикие бурые ночницы, больные синдромом белого носа, заразить здоровых лабораторных животных. Ученые отловили диких особей и поместили их в один холодильник со здоровыми животными: 89% животных заболели грибковой инфекцией.

Ученые полагают, что высокая заразность грибка связана с поведением животных: ночницы, как и другие виды летучих мышей, непосредственно перед спячкой собираются в «рой» и спариваются со всеми особями противоположного пола.«Споры Geomyces destructans не переносятся по воздуху»,– пишут ученые, обращая внимание, что здоровые ночницы, обитавшие в изолированных клетках, не приобрели болезнь от больных соседок.

Ученые сравнили нарывы на коже инфицированных лабораторных животных и тех, что были выловлены в дикой природе. Характер внешний вид нарывов оказался одинаковым у двух групп животных. «Похоже, что грибок является единственным микроорганизмом, вызывающим «синдром белого носа», – завершают ученые.