18 апреля ‘24, Четверг

Разнообразие обитателей почвы не зависит от широты

Распространение почвенных животных не подчиняется законам, характерным для животных наземных экосистем. В почвах тропических лесов и тундрах Аляски живет одинаковое количество видов, считают ученые. Правда, набор этих видов разный.

Почва – это совершенно особая система, в которой живет множество организмов, в основном беспозвоночные. Группа ученых под руководством доктора Джима Гери (Jim Garey) из Университета Южной Флориды изучала обитателей почв разных широт - от тропических экосистем до арктических. Ученые пришли к неожиданному выводу – разнообразие почвенной фауны практически не зависит от широты местности. Это значит, что в почвах Коста-Рики обитает столько же видов, сколько в тундрах Аляски и Швеции.

В почве живут эндемики

Гери и его коллеги проводили исследования в 11 разных биомах суши. В этот список вошли леса Коста- Рики и саванны Кении, леса Новой Зеландии, кустарниковые сообщества Аргентины, тундры и хвойные леса Аляски и Швеции. В этих экосистемах ученые собрали пробы почвы и при помощи молекулярно-генетического анализа выяснили, какие виды там обитают. В каждом исследованном биоме они обнаружили примерно по 20 видов.

«Примерно 96% описанных нами животных обитали исключительно в каком-то одном месте. Это значит, что большая часть почвенных обитателей – эндемики. В основном среди них доминировали круглые черви и панцирные клещи», - говорит один из авторов исследования Диана Уолл (Diana Wall) из Университета штата Колорадо. По ее словам, такой вывод о высокой степени эндемичности почвенной фауны оказался неожиданным.

Чем больше видов над землей, тем меньше под землей

«Наши данные опровергли тот факт, что большинство почвенных обитателей – космополиты», - говорит Уолл. Доктор Гери добавляет: «Нам удалось получить еще один неожиданный вывод: разнообразие почвенных организмов никак не зависит от широты местности. То есть их распределение не подчиняется законам, характерным для наземных животных».

Но тогда, какие же факторы влияют на распространение почвенных обитателей? «Нам удалось проследить следующую закономерность: чем выше разнообразие видов наземных животных, тем меньше разнообразие почвенных обитателей. Мы считаем, что это можно объяснить большим количеством неорганического азота при низких значениях кислотности в таких почвах, тот есть такого сочетания, которое неблагоприятно действует на почвенную фауну», - пишут авторы в статье, опубликованной в последнем номере журнала PNAS.

Эстония в мае начнет закрывать на ночь погранпереход на границе с Россией