29 марта ‘24, Пятница

Крапива пережила ледниковый период в китайских пещерах

Необычную крапиву нашли ученые в пещерах в Китае. Она растет почти в абсолютной темноте. Ботаники предполагают, что эти растения попали в пещеры 30 тысяч лет назад, спасаясь от наступающего ледника.

Группа ученых под руководством доктора Вана (W.T. Wang) из Института ботаники Китайской академии наук обнаружила в карстовых пещерах китайской провинции Юньнань и региона Гуанси семь реликтовых видов крапивы. По словам одного из авторов исследования доктора Монро из Музея естественной истории (Лондон), пещеры стали убежищем для крапивы в последнюю ледниковую эпоху. Растения прятались там от похолодания - как раз в то время, когда ледник достиг своего максимума, то есть примерно 30 тысяч лет назад.

Фотосинтез в темноте

Интересно, что некоторые виды крапивы существовали практически без света. «Они росли в глубине пещер почти в абсолютной темноте. По всей видимости, фотосинтез у них адаптировался к данным условиям. Вероятно, эти растения способны активировать фотосинтез очень быстро - им хватает того, совсем короткого, времени, когда в пещеру проникает свет. Кроме того, возможно, они используют для фотосинтеза еще и дополнительные длины волн», - объясняет Монро.

Все виды пещерной крапивы чрезвычайно редкие, например, Elastostema retrorstrigulosum ученые обнаружили всего 10 особей. Два других найденных вида также отнесли к категории крайне редких и исчезающих.

По словам Монро, в окружающих пещеры тропических лесах крапива не растет. Биологи предполагают, что эти растения могли оказаться в пещерах по двум причинам. Во-первых, пещеры могли стать убежищем, в котором крапива спасалась от похолодания, охватившего Евразию. Ван считает эту версию более вероятной. Согласно другому предположению, эти виды образовались уже внутри пещер, оказавшись там случайно.

Решить вопрос должен анализ ДНК найденных видов, который в ближайшее время планируют провести ученые. Если он покажет правильность второй версии, то крапива в китайский пещерах станет примером быстрого видообразования. «Этим пещерам не более одного миллиона лет. Поэтому, если эти виды, действительно, там образовались, то это один из редких примеров быстрой эволюции», - говорит ботаник из комплекса Королевских ботанических садов в Кью доктор Рожье де Кок (Rogier de Kok).

Статья Вана и его коллег с описанием пещерной крапивы опубликована в журнале Phytotaxa.