29 марта ‘24, Пятница

Перья динозавров законсервировал янтарь

Канадские ученые обнаружили в отложениях янтаря прекрасно сохранившиеся перья динозавров и древних птиц. Благодаря прозрачному янтарю палеонтологи смогли рассмотреть перья во всех деталях.

Группа ученых под руководством аспиранта Райана Маккеллара (Ryan McKellar) из Университета Альберты в Эдмонтоне (Канада) исследовала коллекцию янтаря Университета Альберты и Королевского музея палеонтологии. Палеонтологов ожидала редкая находка – 11 перьев, принадлежавших протоптицам и пернатым динозаврам. Эти перья относятся к нижнему меловому периоду, а их возраст составляет 145-99 миллионов лет. Коллекция янтаря была собрана в знаменитых отложениях на юго-западе Канады в районе озера Гресси.

«Ископаемые остатки перьев обычно находят в карбонизированных отложениях. Но в них невозможно рассмотреть детали. Перья, которые нам удалось обнаружить в отложениях янтаря, на сегодня самая богатая и разнообразная находка древних перьев. Она позволяет проследить все четыре стадии эволюции перьев – от самых первых и примитивных до современных», – пишут авторы статьи в журнале Science.

Самые примитивные перья, похожие на тонкие волокна, предположительно принадлежали динозавру синозавроптериксу (Sinosauropteryx prima). А вот более сложные, напоминающие перья современных птиц, с несколькими разветвлениями, оставлены синорнитозавром (Sinornithosaurus millenii). Этот динозавр считается одним из предков птиц. Остальные перья, найденные Маккелларом, напоминали перья современных водоплавающих птиц, которые могут проводить время под водой, например, поганок.