16 апреля ‘24, Вторник

За 60 лет улитки стали светлыми и полосатыми

При помощи волонтеров ученые собрали большую базу данных по окраске дубравных улиток. Так биологи хотели выяснить, реагируют ли эти моллюски на глобальное потепление. Оказалось, что за последние 60 лет увеличилось количество более светлых особей и появилось больше улиток с полосой на раковине.

Более шести тысяч волонтеров из 15 европейских стран приняли участие в проекте Evolution Megalab по изучению эволюции дубравных улиток (Cepaea nemoralis). Участники собирали улиток в своих садах и, следуя инструкции, измеряли их длину и описывали окраску. Так удалось описать более 8 тысяч улиток.

Все это делалось для того, чтобы выяснить, повлияло ли глобальное потепление на их морфологию за последние 60 лет. Группа исследователей под руководством профессора Джонатана Силвертауна (Jonathan Silvertown) из Открытого университета в Милтон-Кинс (Великобритания) обработала эти данные и сравнила их с параметрами улиток, живших в период с 1950 по 1990 годы.

Улитки светлеют...

Ученые пришли к выводу, что улитки за 60 лет, действительно, изменились. Вообще-то дубравные улитки отличаются особым полиморфизмом, то есть разнообразием вариантов расцветки. Например, есть улитки темные и светлые, с одной или несколькими темными полосами по всей раковине или вовсе без полос.

Анализ Силвертауна показал, что раковины дубравных улиток за 60 лет стали более светлыми. Правда, как поясняют авторы, это касается исключительно обитателей песчаного грунта. Скорее всего, усиливая альбедо, то есть более интенсивно отражая солнечную радиацию от своей поверхности, светлые улитки спасаются от перегрева. Вероятно, это реакция на глобальное потепление.

...и наряжаются в полоски

Ученые заметили еще одну любопытную деталь – независимо от местообитания за последние 60 лет увеличилось количество улиток с темной полосой на раковине, а улитки без полос практически исчезли. Почему так происходит, пока остается для ученых загадкой. Силвертаун лишь говорит, что появление полос никак не связано с глобальным потеплением. Скорее всего, дело в том, что за последние несколько десятков лет уменьшилось количество хищников, и естественный отбор благоприятствовал ярким полосатым улиткам. Теперь им ничто не мешало демонстрировать свою красоту.

Эксперименты с окраской раковины -- не единственный способ, с помощью которого улитки спасаются от глобального потепления. Недавно американские ученые из Стэндфордского университета выяснили, что моллюски из семейства морские блюдечки, чтобы не впасть в термический шок, увеличивают размер своих раковин. Они надстраивают их и закручивают в спираль. В результате в раковинах усиливается конвекция воздуха, и тела моллюсков охлаждаются.

Россиян незаметно приучают к высокому курсу доллара – экономист