19 апреля ‘24, Пятница

Растения ловят летучих мышей радаром

Для привлечения летучих мышей-опылителей тропическим растениям пришлось стать профессиональными акустиками. Зазывать мышей они стали настоящими радарами.

Многие виды растений для привлечения опылителей прибегают к стандартным ухищрениям. Так, чтобы стать заметными для птиц и насекомых, цветы используют запахи и яркую раскраску. Чтобы отличать себя на фоне других растений, тропическая лиана Marcgravia evenia, которую опыляют летучие мыши, пошла еще дальше. В ходе эволюции растение «прознало», как ориентируются в пространстве ее рукокрылые опылители, и научилось ловить их высокочастотные звуковые сигналы.

Радар для мыши

Как выяснил Ральф Саймон (Ralph Simon) из немецкого университета Ульма, эта лиана стала своеобразным звуковым маяком для мышей, летающих в темноте джунглей. Сверху от своих соцветий растение отращивает вогнутые листья, которые служат звуковым радаром. Мышь, летящая на поиски нектара, получает отраженный от «тарелки» сигнал и направляется к цветкам, где ее ждет сладкий нектар. Анализируя акустические свойства листьев-тарелок, ученые пришли к выводу, что они служат идеальными отражателями звука. Эксперименты показали, что эти радары эффективно отражают звуковые волны во все стороны, добавляя к спектру отраженного сигнала характерные черты, как бы говоря мышам: «Я – тот самый цветок, у меня сладкий нектар».

В другом эксперименте ученые натренировали мышей искать в темноте кормушку, находящуюся среди искусственных листьев разной формы. Биологи меняли расположение кормушки и листья, рядом с которой она находилась. Время поиска оказалось самым продолжительным, когда кормушка висела голой, без листьев. А вот кормушку, рядом с которой был прикреплен живой лист-тарелка, мыши находили вдвое быстрее, чем окруженную обычными листьями.

«Эти звуковые маяки играют на руку и растениям и мышам. С одной стороны, они увеличивают эффективность добычи нектара мышами, что важно, так как за ночь им приходится посетить сотни цветков. С другой стороны, лианы Marcgravia evenia встречаются настолько редко, что им требуются весьма мобильные опылители», -- пояснил соавтор исследования Марк Холдерид (Marc Holderied). По словам ученых, мыши – отличные опылители, они обладают хорошей пространственной памятью. Теперь биологи хотят узнать, приспособились ли какие-то другие растения улавливать звуковые сигналы мышей. Работа ученых опубликована в журнале Science.