19 апреля ‘24, Пятница

Биологи нашли самую древнюю беременную ящерицу

Найденная в Китае ископаемая рептилия жила около 125 миллионов лет назад. Она готовилась к живорождению. На сегодняшний момент это самая древняя известная находка беременной ящерицы.

Профессор Сьюзен Эванс (Susan Evans) из Университетского колледжа Лондона и доктор Юань Ван (Yuan Wang) из Китайской академии наук обнаружили в отложениях Джехольской группы на северо-востоке Китая ископаемые останки удивительной ящерицы, которая жила примерно 125 миллионов лет назад. Уникальность находки в том, что ящерица была беременной, и до родов, по словам ученых, ей оставались считанные дни. Когда ученые стали изучать окаменелые останки ящерицы под микроскопом, то обнаружили в ее животе скелетики 15 крошечных эмбрионов. Ящерицу отнесли к вымершей группе Yabeinosaurus. Она была довольно крупной – длина ее тела составляла 30 сантиметров и жила в основном на суше, хотя умела плавать и в воде.

Живорождение - древний признак

«Этот образец -- самая древняя известная на сегодняшний день находка беременной ящерицы. Когда я рассматривала ее под микроскопом, мне удалось увидеть крошечные зародыши, даже их уже сформировавшиеся зубы», -- говорит Эванс.

Рис.1 Схема расположения эмбрионов в ископаемой ящерице (автор Susan Evans,Yuan Wang)

По ее словам, только 20% видов современных ящериц и змей живородящие. А образец, которые они нашли, указывает на то, что это свойство очень древнее. Живорождение требовало ряда сложных адаптаций. Находка означает, что у рептилий уже тогда появилась и прекрасно работала система снабжения эмбрионов кислородом по кровотоку.

До настоящего момента живородящих рептилий, правда, более позднего времени, находили исключительно в морских отложениях. К ним относятся, например, хорошо известные ихтиозавры, которые жили в воде. «Это вполне закономерно. Ведь беременным животным было сложно передвигаться, на суше они легко могли бы стать жертвами хищников. В воде двигаться им было гораздо легче», -- объясняет Эванс.

По мнению авторов, найденная ими ящерица хоть и обитала на суше, но могла свободно плавать в воде. «Беременность должна была существенно ограничивать свободу ее передвижения. Но, по-видимому, эти ящерицы умели хорошо плавать. Поэтому, завидев врага, например динозавра, они могли броситься в воду и легко и быстро скрыться от преследования», -- говорит Эванс.

По словам ученых, в исследуемых ими отложениях можно найти не только беременных ящериц. Там скрывается множество остатков динозавров, древних рыб, амфибий, птиц, можно встретить и отпечатки растений и беспозвоночных. Как сказала Эванс, в ближайшее время они планируют продолжить поиски других беременных ящериц, чтобы побольше узнать об их физиологии.

Описание древней живородящей ящерицы можно найти в последнем номере журнала Naturwissenschaften.

В России назвали проект Маска по освоению Марса фантастикой