Аудитор Счетной палаты Михаил Одинцов заявил о неоднозначности ситуации с передачей земель Павловской опытной станции Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства. Дополнительная проверка пройдет с сентября по октябрь.
На заседании коллегии Счетной палаты аудитор Михаил Одинцов доложил о поездке на территорию Павловской опытной станции Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства им. Н.И.Вавилова (ВНИИ растениеводства). Он осмотрел два земельных участка и ознакомился с обстоятельствами их изъятия в пользу Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС) и передачи под застройку. По словам Одинцова, ситуация неоднозначная, сообщает пресс-служба СП.
«Результаты осмотра свидетельствуют о неоднозначности ситуации и требуют дополнительной проработки. Фонду РЖС были даны рекомендации не проводить аукцион на продажу права аренды на участок площадью 19 га до завершения проверки Счетной палатой Российской Федерации, а Россельхозакадемии -- обратить внимание на отсутствие необходимого режима правовой охраны научной коллекции ВИР и земель, на которых она расположена», -- отмечается в пресс-релизе СП.
На заседании коллегии утверждена программа контрольной проверки законности и эффективности использования и распоряжения государственными земельными участками площадью 71 и 19 гектаров. «Проверка будет проводиться с сентября по октябрь 2010 года направлением аудитора М.В.Одинцова совместно с направлением аудитора А.А.Пискунова», -- рассказывается в сообщении.
Результаты планируется рассмотреть на заседании коллегии Счетной палаты в начале ноября 2010 года.
Ученые волнуются
Пока законность передачи земель Павловской станции изучают представители российской власти, из-за рубежа продолжают поступить письма с просьбой защитить уникальную коллекцию растений.
27 августа Всероссийский институт растениеводства им. Н.И. Вавилова получил копии писем на имя министра сельского хозяйства Елены Скрынник и заместителя министра природных ресурсов и экологии Игоря Майданова от генерального директора международной организации Bioversity International Эмиля Фризона и исполнительного директора программы ООН по сохранению окружающей среды Ахима Штайнера.
«Коллекции Павловской опытной станции нет равных в мире. Ее настоящая ценность не в прошлом, не в тех многочисленных сортах плодовых культур, которые были выведены с использованием исходного материала станции, а в будущем, поскольку Россия и остальной мир ведут борьбу за адаптацию к глобальным климатическим изменениям перед лицом природных опасностей. В связи с этим мы обращаемся к вам с выражением своей озабоченности переносом Павловской опытной станции, который ставит под угрозу сохранность коллекции, а также просим вашей поддержки в этом важном вопросе», -- пишут Фризон и Штайнер.
«Мы понимаем необходимость строительства квартир для жителей Санкт-Петербурга, тем не менее, мы призываем Вас учесть тот факт, что дома могут быть построены везде, в то время как коллекция может сохраняться только на Павловской опытной станции. Безопасный перенос более 5000 образцов на новое место очень сложен и дорогостоящ, он прервет цепь многолетних исследований, проводившихся на станции», -- отмечают авторы письма.
Павловская опытная станция
Павловская опытная станция основана в 1926 году Николаем Вавиловым, разработавшим концепцию генбанков как хранилищ генетического разнообразия, которое может быть использовано для выведения новых сортов перед угрозой продовольственной безопасности.
Во время блокады Ленинграда, в период Второй мировой войны, 12 сотрудников института умерли от голода, спасая коллекцию, собранную Вавиловым, хотя уникальные семена риса, гороха, кукурузы, пшеницы помогли бы им выжить.
Павловская коллекция не может быть перенесена. Российские и зарубежные специалисты заявляют, что даже если поблизости будет предоставлен участок, а его пока нет, то на перенос коллекции потребуются годы. Предпринимаются попытки разработать план экстренного переноса, но технические трудности и проблемы логистики делают маловероятным перенос даже небольшой части обрания. Возможно, что наиболее подходящее место для размещения коллекции находится за пределами России, но это связано с правовыми проблемами и фитосанитарным карантинным контролем, которые неизбежно возникнут при перемещении растений через границу.