29 марта ‘24, Пятница

Надутым жабам достаются лучшие самцы

Надувая свое тело при помощи глубокого вдоха, самки жаб ага провоцируют лучших самцов своего вида на схватку и ждут победы сильнейшего. А иногда избегают нежелательных контактов.

В животном мире существуют виды, у которых партнера выбирает самка. К таким как раз относятся жабы и другие виды амфибий – представители отряда бесхвостых (Anura).

Всегда считалось, что самцы жабы ага (Bufo marinus) привлекают своих потенциальных партнерш «пением». Именно так работает теория «привлекательных сыновей», предложенная еще в 1930 году английским биологом-эволюционистом и генетиком Рональдом Эйлмером Фишером. Дело в том, что звуки, издаваемые самцом, несут в себе информацию о состоянии его здоровья, а значит, и о качестве его генетического материала. Самки же способны воспринимать эту информацию и выбирать именно тех партнеров, которые им особенно понравились.

Кто кого выбирает?

Однако биологи из Сиднейского университета и Амстердамского свободного университета усомнились в том, что у жаб ага все происходит именно по такому сценарию. Доктор Бес Бранинг (Bas Bruning) вместе со своими коллегами обратил внимание на то, что у многих жаб самцы вовсе не ждут, пока самка сделает свой выбор, а набрасываются на первую попавшуюся партнершу и силой удерживают ее до тех пор, пока не подоспеет соперник, способный занять его место. Ученых волновал вопрос – неужели самка действительно играет роль лишь пассивной жертвы в таких отношениях?

Жабы-манипуляторы

Биологи провели серию экспериментов и выяснили, что самки, оказывается, используют хитрый маневр, чтобы избежать нежелательных контактов. Завидя самца, который им несимпатичен, самки надуваются при помощи глубокого вдоха. Для самца становится очень проблематичным схватить и удержать такую огромную партнершу. Обычно особи мужского пола жаб ага чуть меньше женских, поэтому удержать даже партнершу обычных размеров для многих непосильная задача. Специально же увеличивая размеры своего тела, считает доктор Бранинг, самки, не подозревая того, провоцируют самцов на жесткую конкурентную борьбу, в которой, вполне естественно, выигрывают самые крупные и самые сильные особи мужского пола.

Впрочем, есть еще одна проблема, которую самки решают таким способом. Как объясняют ученые, успешность самого оплодотворения у жаб зависит от того, насколько совпадают размеры тела у обоих партнеров. Поэтому искусственно увеличивая свои размеры вдыханием воздуха, самка еще и увеличивает шансы успешного оплодотворения.

Крупные самки провоцируют конкуренцию

Эксперимент доктора Бранинга выглядел так: ученые разделили самок Bufo marinus на две группы – у одной провели хирургическую операцию и поместили в их трахею катетер – в результате самки этой группы не могли делать глубокий вдох, чтобы набрать воздух. Самки другой группы беспрепятственно могли надуваться, а уровень их внутреннего давления при вдохе ученые измеряли при помощи сфигмоманометра. Самцам же ввели дозу ацетата лейпрорелина – синтетического гонадотропина, который стимулировал их готовность к спариванию.

Как пишет доктор Бранинг, самкам, не способным увеличивать размеры своего тела, доставались самые небольшие партнеры. Причем даже более крупные их соперники не могли вырвать самку из их цепких объятий. За жаб же, способных надуваться, шла самая настоящая борьба. И в результате им доставались самые сильные и самые крупные партнеры.

«Описанный нами механизм поведения, возможно, отражает распространенную эволюционную модель, когда самка, демонстрируя защиту или даже отказ от спаривания, на самом деле оказывает сильное влияние на половой отбор», -- пишут в заключение авторы работы.

Статью доктора Бранинга и его коллег «Turgid female toads give mail the slip: a new mechanism of female mate choice in the Anura» можно найти в журнале Biology Letters.