Подмосковная биостанция Института проблем экологии имени Северцова РАН начала серию экспериментов с одними из самых неизученных подмосковных жителей -- летучими мышами. На первой стадии отловленные самочки должны принести потомство, которое затем и ответит на вопросы биологов.
На биологическом стационаре Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН в Черноголовке корреспонденты Infox.ru навестили летучих мышей. Биологи ожидают, что несколько самок, недавно отобранных из природной популяции за спокойный нрав, благополучно доживут до рождения детенышей. Тогда на биостанции вновь появится колония летучих мышей, размножающихся в неволе, как было в 1985-2000 годах.
Сейчас в лаборатории в домиках-дуплянках живут водяные ночницы. Это один из самых распространенных в Московской области и вообще в средней полосе видов летучих мышей. Крошечное существо: длина тела около 4 см, а крылья в размахе достигают 15-20 см. «Трудно поверить, но их численность почти как у зяблика», -- рассказывает корреспондентам Infox.ru научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН Петр Морозов. Но из-за ночного образа жизни и маленьких размеров их почти никто никогда не видел.
Водяная ночница, как следует из ее названия, тяготеет к воде. Летом большие колонии мышей (30-40 особей) поселяются в дуплах по берегам рек и в парках близ воды (над водой летает больше насекомых). Но с не меньшей охотой водяная ночница селится и в человеческом жилье. Мыши обживают чердаки и иногда щели между камнями кладки.
Мыши идут за человеком
«Это синантроп, как большинство летучих мышей нашей полосы, -- объясняет Петр Морозов (синантропы -- дикие животные, живущие рядом с человеком). -- Они пришли в наши края за человеком, скорее всего, из Восточной Азии. Таким же путем заселили и Европу, где водяная ночница еще больше многочисленна. Но почему и как именно они пришли, как преодолели горы -- пока не совсем ясно».
Распространение летучих мышей на новую территорию часто происходит вслед за расселением людей. Например, нетопыри-карлики осваивали территорию вдоль железной дороги, которую строил генерал Скобелев: мыши находили приют в железнодорожных домиках. Так нетопыри-карлики дошли до Кавказа, до Волги, а затем и до Москвы. А средиземный нетопырь с предгорьев Кавказа вышел к Средней Волге в то время, когда стали активно застраивать степные районы. Глинобитные дома в казацких селах мышам не подходили из-за того, что в них не оставалось никаких щелей. А здания райкомов, больниц и школ для жилья оказались в самый раз.
Но больше всего летучие мыши любят церкви. Церковь -- это, как правило, самое высокое здание на селе, в ней масса укрытий, из которых, к тому же, мышей меньше гоняют, чем из жилых домов. «Если в округе нет церкви на расстоянии 20-50 км, то нет и летучих мышей», -- говорит Петр Морозов.
Легче всего водяную ночницу увидеть в августе. В это время взрослеет молодежь, собирается в группы и активно перемещается. Кстати, за одну ночную охоту такой маленький зверек может пролететь 50-60 км.
Дамы живут на севере, кавалеры -- на юге
А у взрослых в середине августа начинается брачный сезон. Водяные ночницы, как и многие другие летучие мыши, живут однополыми группами. В средней полосе обычны колонии, состоящие из самок. Некоторые самцы прилетают с ними с юга, большинство же остаются вблизи мест зимовок и встречаются с вернувшимися с севера самками для спаривания. Совместно самцы и самки встречаются на зимовке, куда некоторые популяции мышей откочевывают осенью, как перелетные птицы. Висящие в пещерах мыши находятся в спячке, что не мешает им иногда просыпаться и спариваться с соседями.
Само оплодотворение происходит через несколько месяцев после спаривания -- в апреле, когда мыши просыпаются. А во время зимней спячки все процессы в их организме сильно замедлены. Рожать беременные самки прилетают на родину. Детеныш, как правило, один, появляется в конце июня -- начале июля. Перед этим самки собираются в еще большую колонию, и родившийся детеныш попадает в коллективный «детский сад». Первые дни он летает вместе с матерью, уцепившись за ее шерсть.
По причине кочевого образа жизни стаи летучих мышей в средней полосе в основном состоят из самок. А самцы остаются на юге и составляют южные мышиные группировки. Северная граница обитания летучих мышей -- Полярный круг. Они не могут пережить полярный день, потому что их нежная кожистая перепонка крыла не выдерживает долгого пребывания на солнце -- свет ее просто сжигает. В этом причина ночного образа жизни.
На лицо ужасные, добрые внутри…
«Легенды о летучих мышах совершенно не соответствуют действительности, -- говорит Петр Морозов. -- Слухи о том, что они нападают на людей, вцепляются в волосы и т. п. -- откровенная липа. Может быть, молодые животные, еще плохо летающие, случайно упадут на человека, да и то редко».
Водяные ночницы совершенно неагрессивны и друг с другом. Они как-то строят свои социальные отношения, не прибегая к нападению. Нет агрессии ни между самцами, ни по отношению к самкам, хотя эти животные довольно тесно соседствуют. Члены стаи знают друг друга «в лицо» и по голосам, общаются активно, но исключительно мирно. Они не нападают даже на мышь другого вида, случайно залетевшую в дупло. Среди животных такое миролюбие -- исключение.
Ученые многое знают про образ жизни и поведение летучих мышей, но еще больше -- не знают. Способность к эхолокации была причиной их пристального изучения в советское время по военным заказам. Но остальная жизнь ночных зверюшек оставалась за пределами внимания. Так что лабораторная колония в Черноголовке поможет ученым найти ответы на многие вопросы.