Фигура Мефистофеля на доме на Петроградской стороне Петербурга была снесена по приказу главы музея «Исаакиевский собор» Николая Бурова, говорится в письме промышленного альпиниста, выполнявшего заказ. В среде петербургских экспертов и градозащитников сомневаются в правдивости этих показаний и говорят об очередном витке противостояния музея и церкви, которая хочет заполучить Исаакиевский собор. Буров считает происходящее провокацией.
26 августа с фасада здания, расположенного на Петроградской стороне, был сбит барельеф, изображающий Мефистофеля. Здание является выявленным памятником, а декор – его предметом охраны. Одна из версий – акт вандализма связан со строительством напротив храма Ксении Петербургской.
Петербургская газета «Метро» в понедельник публикует письмо промышленного альпиниста Андрея. «Мы регулярно выполняем работы по реставрации и очистке фасадов Исаакиевского собора, храма Спаса на Крови и Смольного собора. Однако недавно нашего бригадира вызвал директор этого музея Николай Витальевич Буров. Он сказал, что если мы хотим получить следующий контракт по работе на соборах, то нам надо будет выполнить небольшую работку для него. А именно – нам надо сбить с фасада дома на Лахтинской улице барельеф Мефистофеля. Причем более точно не сбить, а снять», – говорится в письме.
По его словам, бригадиры «аккуратно отделили Мефистофеля от стены и упаковали в специальный пакет». «Часть стены и штукатурки, правда, все равно осыпалась и упала вниз. Поэтому остальное пришлось собирать уже внизу. Но голову Мефистофеля мы отделили от здания успешно. Затем передали все это Николаю Бурову. Я думал, что у него заказ от крупного коллекционера и он хочет дорого продать этот барельеф», – пишет мужчина.
«Однако потом внезапно все СМИ закричали, что мы сделали акт вандализма. Мы попали чуть ли не в федеральный розыск. А Буров сказал нам, что мы должны молчать, иначе он сдаст нас полиции – и нас посадят за вандализм», – говорится в сообщении.
«Это – провокация»
Представители РПЦ считают, что кому-то выгодно столкнуть музейное сообщество и церковь. «В том, что Николай Буров мог предложить своим рабочим снять барельеф Мефистофеля, я, конечно, сомневаюсь. Просто, исходя из письма, кому-то очень выгодно стравить музейное сообщество с Церковью. <…>
Исаакиевский собор как главный городской храм должен выполнять свою главную функцию – богослуженческую. А уж после какую захотите – туристическую, музейную. Нигде телега не идет впереди лошади, а у нас сегодня получается именно так. Храм – это прежде всего храм», – пишет Александр Пелин, председатель отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, протоиерей.
Сам Николай Буров сообщил, что «нет такого вида работ, как очистка фасадов, и, соответственно, никакие бригады на них работать не могут».
«Соответственно, никакие промышленные альпинисты там не нужны. В письме указывается, что я, как директор музея, вызвал некоего бригадира и переговорил с ним. Отмечу, что всеми делами по реставрации в нашем музее-памятнике занимается мой заместитель по эксплуатационной части Борис Данилович Подольский. На сегодняшний день работы по реставрации ведутся на фасаде Смольного собора. Подрядчиком является КГИОП, а не КУГИ, как указывает автор этого письма», – сообщил директор музея Исаакиевский собор.
Буров также замечает интересную подробность. «Теперь что касается протоиерея Александра Пелина. Я давно и достаточно жестко высказываюсь в его адрес. Обратите внимание на одну, но очень немаловажную деталь. Промышленный альпинист Андрей в своём письме указывает, что он и его команда выполняют работы в трех храмах – Исаакиевском, Спасе на Крови и Смольном. Но не указан четвертый – Сампсониевский, настоятелем которого и является отец Александр Пелин», – пишет Буров.
По его словам, прокуратура должна разобраться в вопросе, кто сочинял и писал это письмо, есть ли взаимосвязь между промышленным альпинистом Андреем и протоиереем Александром Пелиным, «поскольку на сегодняшний день имеется дискредитация моей деятельности на посту директора Музея-памятника «Исаакиевский собор».
«Весь смысл нашей работы заключается все же в созидании, а не в разрушении. Думаю, что это письмо – продолжение той недавней истории, когда зашел разговор о передаче всех мною выше перечисленных соборов Русской православной церкви. До недавнего времени я все же был более высокого мнения об этой организации. Сейчас оно изменилось, и не в лучшую сторону», – говорит Буров.
Ранее РПЦ высказала предложение передать Исаакиевский собор и Спас-на-Крови, директором которых является Буров, церкви. Музейное сообщество заняло жесткую позицию против. В Петербурге предложили провести референдум по вопросу передачи Исаакиевского собора церкви, однако горизбирком принял решение отказать в регистрации инициативной группе референдума.