С начала декабря количество ресторанов в столице сократилось на 8% — закрылось около 900 заведений. По оценкам предпринимателей, к марту число закрывшихся ресторанов может достигнуть 3 тысяч — это 30% рынка.
Причинами закрытия заведений общепита стали падение курса рубля, снижение покупательной способности населения, запрет на ввоз европейских продуктов, а также высокие арендные ставки, пишет газета «Известия» со ссылкой на президента Федерации рестораторов и отельеров России Игоря Бухарова.
По его словам, осенью прошлого года в столице работало около 11 тысяч заведений общественного питания. Бухаров рассказал, что многие рестораны и кафе пока еще не стали банкротами только потому, что ведут «политику обещаний».
«Рестораторы обещают выплатить долги компаниям-поставщикам за товарные кредиты, банкам обещают расплатиться с арендодателями, выдать заработную плату работникам. Только на этих клятвах многие предприятия еще существуют. Скорее всего, к весне долги нужно будет выплачивать, но получится это не у всех. У компаний, поставляющих продукты для предприятий общепита столицы, сегодня есть должники задерживающие выплаты на 2 месяца. Им никто продукцию отпускать уже не хочет. Крайний срок, когда станет ясно, кто на рынке останется, — конец марта», - сказал собеседник издания.
Чтобы не потерять клиентов, рестораторы расширяют ассортимент меню, все чаще предлагая посетителям блюда из более дешевых продуктов, и сокращают штат.
При этом, по мнению эксперта, кризис практически не затрагивает элитные рестораны и фастфуд. Количество гостей в таких заведениях в среднем падает на 10%. У ресторанов высокой кухни есть свои постоянные посетители, которые по-прежнему могут позволить себе дорогой ужин. В предприятиях фастфуда цены, несмотря на кризис, не поменялись или повысились незначительно, рассказал Бухаров.
В группе риска в первую очередь находятся рестораны со средним чеком до 2 тысяч рублей, которые посещают представители среднего класса. «Они сейчас напуганы больше всего: у них ипотека, им нужно платить за детские сады и школы, у них расходы на автомобили. В итоге они начинают сокращать необязательные траты или вовсе отказываться от них», - сообщил изданию исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков.
Эксперт рассказал, что за последние несколько месяцев выручка ресторанов упала на 10–30% из-за повышения цен на продукты и роста арендной платы. Кроме того, по ресторанному бизнесу ударило реальное снижение доходов клиентов и неуверенность потребителей в завтрашнем дне.