Российские железные дороги решили модернизироваться советским способом и снести знаменитое «Круговое депо», которому в этом году стукнуло 162 года. «Архнадзор» встал на защиту здания. Хотя, по словам представителей РЖД, защищать там уже нечего.
Московское Круговое депо - самое первое депо в столице. Построено оно по проекту известного архитектора Константина Тона. Железнодорожники объясняют решение о сносе раритета необходимостью строительства дополнительного главного пути на участке Москва–Крюково Октябрьской железной дороги. Это позволит увеличить пассажиропоток из Москвы в Санкт-Петербург и другие города этого направления.
Активисты «Архнадзора» - против. Они считают, что здание - памятник архитектуры. Его надо отреставрировать и превратить в музей. Доктор искусствоведения и историк архитектуры Андрей Баталов говорит: «В определенной ситуации здесь можно создать музей железнодорожного дела России. В любой цивилизованной стране за эту идею ухватились бы. Разумеется, раздадутся возгласы о том, что это здание типично. Такой же упрек можно отнести к египетским пирамидам. Они тоже типичны. А содержать их еще более хлопотное дело, чем Круговое депо, поскольку оно значительно меньше».
В РЖД возражают - депо в советские годы неоднократно перестраивалось. Утрачен купол, устроены многочисленные пристройки, а само здание используется под торгово-складские цели. И вообще, депо, построенных по аналогичному проекту – пруд пруди. Целых девять. Архитектор-реставратор Михаил Михайлов не согласен: « Из всех 9 депо, которые были построены на Николаевской дороге, (дореволюционное название Октябрьской железной дороги – прим.ред) по моей информации сейчас сохранилось только три». Он приводит свои доводы в пользу реконструкции Кругового депо под музей: «Кстати, на Казанском вокзале, где был музей, - он сейчас закрыт. Музей Октябрьской железной дороги, - он располагается на достаточно небольшой территории. Мне кажется, что это депо могло бы вместить в себя весь экспозиционный материал, касающийся истории российских железных дорог. Меня удивляет одно очень важное обстоятельство. Почему руководство ОАО РЖД с такой настойчивостью хочет снести это здание? Ведь это, прежде всего, - история РЖД».
Соображения очень простые. Реконструкция - дело затратное. Не чета сносу. Алексей Емельянов, заместитель председателя Департамента культурного наследия города Москвы, заметил: «Что касается РЖД, - это организация, за которой железнодорожные перевозки. Если у них есть план, принятый в конце 90-ых годов, - они по этому плану и строят. И, конечно, любое вмешательство в их планы они воспринимают болезненно». Теперь судьбу здания предстоит решить Общественному совету при мэре Москвы.