Претензии российского инновационного центра на лавры «силиконовой долины» понятны, вот только до сих пор не понятна обоснованность столь высоких амбиций. Хотя дело вроде правильное, да и начинания хорошие. По идее, Сколково должно стать надежным буфером для начинающих высокотехнологичных компаний до момента их коммерциализации. Плюс всяческое содействие для выхода на рынок.
"Компания занимается исключительно исследовательской деятельностью. Мы не можем поддерживать никоим образом компании, которые занимаются промышленным производством. Есть другие институты развития, которые этим занимаются", – говорит директор по развитию и планированию фонда "Сколково" Алексей Бельтюков.
Впрочем, небольшое опытное производство или опытный образец к промышленному производству фонд не причисляет. То есть, формально шансы на поддержку от влиятельной структуры есть. Вот только с небольшой, но существенной оговоркой.
Алексей Бельтюков: "Для нас важна включенность группы исследователей в некое международное сообщество, чтобы это не была ситуация, когда мы выращиваем у себя в огороде нанокартошку, и мы никому не скажем. Для того, чтобы сообщество было открытым, мы вводим критерий, чтобы в составе проекта были люди имеющие определенный международный опыт".
То есть одиночке-изобретателю наночудес придется ждать счастливого случая. Решение о грантах принимает Инвестиционный комитет из 10 человек. Половина – представители Фонда, пять человек – независимые эксперты. Так надежней. По словам Бельтюкова, это сделано нарочно, чтобы процесс принятия решений был прозрачный. «Сколково», как и всякий крупный проект на старте, кровно заинтересован в инвестициях. На вопрос, как их привлечь, ответить можно просто: Предложить заманчивые условия! Что и делается в Сколкове.
"Аспект, который объективно нравится, особенно иностранным инвесторам – это инфраструктура центра, как мы ее представляем. В Сколкове будет облегченный визовый режим, таможенный режим, экспортно-импортный контроль", – сообщает управляющий директор по ключевым партнерам "Сколково" Роман Романовский.
Нужно заметить, что предлагая подобные условия в качестве безусловно привлекательного бонуса, создатели «Сколково» несколько забегают вперед. Для достижения таких идеальных удобств требуется «добро» от российского законодательства. А для внесения благоприятных законодательных инициатив надо обладать макроубедительными аргументами. Остается уповать на поддержку прогрессивного президента страны. Пока же надежность проекта аргументируется приблизительно так:
"На сегодняшний момент, – продолжает Романовский, – мы в процессе переговоров о корпоративных венчурных структурах, об их размещении в Сколково на сумму до 200 млн. долларов. И на данный момент проговаривается размещение в Сколково двух корпоративных инкубаторов. Можно говорить о том, что общая численность корпоративных центров, которые планируется разместить в Сколково, подтвержденных со стороны крупных международных компаний, – это где-то от 800 до 1000 людей".
Список потенциальных партнеров впечатляет. Вот только опять те же грабли. Хотели как лучше, а получилось как всегда.
Рассказывает генеральный директор компании "Термэнерго" (Санкт-Петербург), Александр Жуков: "Вы создаете компании, не создавая им подпиточную среду, у вас нет технологий. Если человеку нужно создать прибор какой-то, вы их будете покупать и заказывать неизвестно где. То есть вы фактически не создаете в России технологическую среду. Я пример приведу. В свое время мы делали в одной из компаний в "Силиконовой долине" электрофизический прибор, там помесь ускорителя с газовым лазером. Так вот, как решается проблема там. Мы пытались решить в России элементарную проблему, специальные изоляторы из ситалового стекла. В России в то время кучи предприятий могли это сделать, срок решения проблемы был примерно полгода. Ну и деньги бешеные. Когда была поставлена задача в "Силиконовой долине", нашлось три компании в "Силиконовой долине", которые могли решить эту проблему. Через три дня в Санкт-Петербурге у меня был этот изолятор по моим чертежам. Через 3 дня. Вы решаете отдельную задачку. И тусовку, извините меня за выражение, между собой. А что будет дальше?"
Это веское замечание, потому что непродуманность инновационного становления самого Сколкова лежит просто на поверхности. Сейчас еще можно быть резидентом Фонда по экстерриториальному принципу, то есть не находиться в Сколкове физически, но уже в 1 января 2014 года законом предписано получить сколковскую прописку.
"Есть, наверное, компании, которые не могут оторваться от какой-то производственной базы, дорогостоящего оборудования, опытной базы, которая находится за пределами Сколкова. Очевидно, что в 2012-2013 году еще к этому вопросу будет возвращаться и правительство, и администрация президента, и решение будет найдено. Какое? Сейчас трудно сказать, сейчас либо сохранится та формулировка, которая есть сейчас, и будет предписано компаниям переехать в Сколково. В противном случае они лишатся статуса, а может будут какие-то исключения из этих правил", – говорит директор по правовым вопросам Игорь Дроздов.
Остается решить вопрос: приемлем ли принцип «решать проблемы по мере их поступления» для инновационного центра. Только в этом случае станет ясно, сможет ли Россия повторить успех силиконовой долины. Ведь очень хочется.