Ранее издание LeMonde выпустило материал, где говорилось, что Владимир Путин в беседе с Эммануэлем Макроном посоветовал искать «латвийский след» в отравлении оппозиционера Алексея Навального и допустил, что политик сам мог принять яд«Новичок».
При этом издание ссылается на источники в Елисейском дворце. Детали беседы пока не были опровергнуты ни Кремлем, ни высшим руководством Франции.
Журналист Юлия Латынина в передаче «Код доступа» в связи с этим отмечает, что «важен в данном случае не только сам месседж, но и источник». Президенты беседовали в доверительной обстановке, тет-а-тет. Разговор проходил тайно. Содержании таких бесед не принято обнародовать.
«И возникает вопрос: а кто слил? И понятно, что слил не Кремль. То есть слил, получается, Макрон или кто-то из его окружения. Видимо, аргументы Владимира Владимировича произвели на него очень сильное впечатление, и он вопреки всем неписанным правилам слил то, что говорилось тет-а-тет», — размышляет журналист.
По ее мнению, став президентом, Макрон решил стать «вершителем судеб Европы». А на тот момент основной задачей политики ЕС было возвращение «России в лоно цивилизованных стран». И Макрон решил стать посредником между РФ и негативно настроенной к ней Европой для решения этой задачи, полагает Латынина.
При этом к Макрону со стороны РФ относились неуважительно, «вытирали ноги». Так, например, на ЧМ-2018 по футболу, когда пошел дождь, российскому президенту зонт дали, а Макрону — нет.
Утечка в Le Monde говорит о том, что Макрон больше не посредник между РФ и ЕС, и настроения в Европе в отношении России изменились, считает Латынина. Произошла перемена Европы и Евросоюза к Кремлю, к Путину и к России, полагает она.
Раньше немцы считали так: есть Россия и с ней надо договариваться, без нее ничего не сделаешь. Теперь обозначается «переход к другой парадигме — парадигме сдерживания агрессора. Вот, собственно, смысл европейской очень сильной реакции на историю с Навальным и смысл этой утечки в Le Monde», полагает Латынина.
По ее словам, Путин во время неформальной беседы разговаривал с Макроном в стиле «Ты понимаешь, старина...». «А человек перед ним уже не считал Путина инструментом, с помощью которого он будет изображать, что он что-то значит во внешней политики, а считал его стратегическим противником», — полагает журналист. По ее мнению, этой утечки не произошло бы, если бы это предварительно не согласовали с канцлером ФРГ Ангелой Меркель.
«Мы наблюдаем эту разительную перемену Европы к Путину. И это может кончиться вполне самыми разными вещами, вплоть, например, созданием интегрированной армией Евросоюза, и тогда это будет совершенно другой расклад в Европе», — размышляет журналист.
По ее мнению, это связано в первую очередь с происходящим в США, с внутриполитическими проблемами в этой стране. Там назревает социалистическая революция. В Европе понимают, что в случае агрессии со стороны РФ (они помнят события на Украине 2014 года), помощи от США, занятых собственными проблемами, им не получить.
Поэтому Европа может стать «более единым образованием, в том числе, с оборонной промышленностью, которая начнет развиваться, с более интегрированной армией. И вот мы этот разворот, я думаю, в самом начале наблюдаем», полагает журналист.