В последние несколько лет Россия и ЕС занимали выжидательные позиции в отношении друг друга, рассчитывая, что жизненные обстоятельства заставят противоположную сторону сделать первый шаг к примирению, замечает политолог Андрей Кортунов.
По его мнению, и ЕС и Россия ждали черного лебедя, который мог бы заставить противоположную сторону признать неправоту, пересмотреть подходы и пойти на некоторые уступки. Сложившиеся после 2014 года отношения были полны недосказанности и двусмысленности, обид и надежд, но оказались устойчивыми.
Черный лебедь явился в виде пандемии COVID-19. По мнению политолога, что ЕС и РФ пострадают сильнее многих стран. Ведь в Европе больше всего инфицированных и самая высокая смертность. Россия же вынуждена бороться с эпидемией в условиях сильнейшего падения цен на нефть. В силу этих причин РФ и ЕС выйдут из кризиса значительно более слабыми, чем другие игроки мировой политики, предполагает Кортунов.
Можно предположить, что понимание этого должно подтолкнуть стороны навстречу друг другу. Однако этого пока не происходит.
В ЕС, как и ранее, не желают обсуждать новую стратегию в отношении Москвы. Из Кремля не звучит новых предложениях для Брюсселя. Подвижек в выполнении Минских соглашений по востоку Украины не наблюдается.
Евросоюз не собирается смягчать антироссийские санкции даже на фоне пандемии. Наоборот, она даже подлила масла в огонь информационной войны между РФ и Западом, пишет Кортунов.
По его мнению, в военно-стратегической сфере обстановка в ЕС будет и далее осложняться, так как внимание основных игроков сейчас занято другими вопросами. К конструктивному диалогу с российскими военными в НАТО не готовы, а шансов на продление договора СНВ-3 все меньше, замечает политолог.
Обвал нефтяных цен, ценовая война РФ и Саудовской Аравии за нефтяные рынки подрывает основу российских поставок нефти в Европу, а обесценивание рубля и обеднение россиян подрывают основу европейского экспорта в РФ, пишет Кортунов.
Есть мнение, что пандемия ускорит изменение международных отношений в сторону биполярного устройства, где будет два центра — США и Китай. Жесткая глобальная биполярность не нужна ни РФ, ни Евросоюзу, поскольку она ограничит для них свободу действий. Укрепление связей между Москвой и Брюсселем могло бы помешать этой негативной тенденции, считает Кортунов.