Минтранс разработал проект изменений в ПДД, его уже обсуждает рабочая группа.
Министерство предлагает ввести новый термин: «средняя скорость движения транспортного средства». Похожая практика уже применялась в РФ, но в 2021 году ее отменили: Верховный суд тогда заявил, что местом совершения нарушения (превышения скорости) должно быть конкретное место, а не участок дороги.
Однако получалось так, что дорожные лихачи могли превышать скорость по-хитрому: они снижали скорость там, где камеры (о них предупреждает навигатор), а в промежутке между камерами снова давили на газ со всей силой.
Теперь, если поправки вступят в силу и будет рассчитываться средняя скорость, можно будет вычислять скорость водителей на протяжении всего участка дороги. Если водитель и снизит скорость близ камер, по данным с этих же камер можно посчитать, с какой скоростью он ехал, если за такое-то время преодолел такое-то расстояние. То есть для определения средней скорости необходима фиксация с двух камер. Местом нарушения сейчас хотят определить последнюю камеру на контрольном участке.
Штраф планируют оставить прежний: 500-5000 рублей или лишение прав на полгода в зависимости от расстояния, которое водитель проехал с превышением скорости.
Эксперты из МВД, опрошенные «Коммерсантом», видят в инициативе несколько проблем. Во-первых, контролируемый камерами участок может находиться на территории нескольких субъектов. Во-вторых, нужно разобраться, что делать с тихоходами, обнаруженными через систему контроля средней скорости: движение на автомагистрали со скоростью ниже 40 км/ч запрещено (штраф 1000 рублей). В-третьих, на контролируемом участке не должно быть возможности остановки, потому что нарушитель может заехать на участок с превышением скорости, затем остановиться на заправке, затем вернуться на трассу и снова ехать с превышением. Средняя скорость тогда у него посчитается нормальная.
Устранить правовые пробелы и ввести четкие определения, контроль с помощью расчета средней скорости может быть весьма эффективным. КП со ссылкой на автоэксперта Игоря Моржаретто пишет, что предложенное Минтрансом решение — мировая практика. Но важно ее грамотное исполнение.
Сейчас идет обсуждение инициативы — вероятно, в нее еще внесут изменения.