Черемушкинский райсуд Москвы признал незаконным возбуждение дела против арбитражного юриста Кантемира Карамзина.
В сентябре 2015 года появилось постановление об открытии уголовного дела в отношении юриста. В апреле 2019-го его арестовали и поместили в СИЗО-8 в Сергиевом Посаде, пишет «Профиль».
Издание напомнило, что еще в 2007 году писатель Олег Блоцкий взял в долг у Карамзина 200 тысяч долларов и не вернул. Юрист обратился в суд, который встал на его сторону. Решения всех инстанций вплоть до Верховного суда РФ были в его пользу. Однако писатель написал заявлени в правоохранительные органы о подделанной подписи в одном из договоров займа. Дело по нему несколько лет возбуждали, а потом после проверок снова прекращали из-за отсутствия доказательств о совершении преступления Карамзиным. Но Блоцкий продолжал писать жалобы, что обеспечивало ему возможность не отдавать долг.
С 2015 года дело бродило по департаментам, а в 2019-м им занялось Управление ФСБ по Москве и Подмосковью. В апреле Карамзину предъявили обвинения в покушении на мошенничество и арестовали. Его защита обжаловала решение об аресте в Черемушкинском суде (по месту совершения предполагаемого преступления). Адвокаты обратили внимание на судебные решения, принятые по делу за 12 лет его существования и вступившие в законную силу. Согласно им, новых фактов не появилось, речи о покушении на мошенничество не шло, в обвинениях против юриста были признаки фальсификации доказательств, а с писателя не взыскали даже части суммы, которую он занимал.
Суд согласился со стороной Карамзина и отменил постановление о возбуждении дела. Если это решение не обжалуют в течение 10 дней, то он сможет выйти на свободу. Однако все может быть гораздо сложнее, указало издание.
По данным «Профиля», юрист изначально заявлял о заказном характере дела и связывал его с арбитражными исками на 15 миллиардов рублей, которые он выиграл незадолго до ареста. По версии Карамзина, столичное УФСБ хотело развалить эти иски, которые он выиграл у владельцев застройщиков «ДСК-1» и ФСК «Лидер» Владимира Копелева и Владимира Воронина в интересах инвестора Марка Ричардса. По этой причине дело Карамзина передали в обход законов из Москвы в Подмосковье. При этом за полгода в следственном изоляторе его ни разу не допросили. Вероятно, следователи продолжат затягивать дело. При этом дело задолжавшего писателя использовали только как повод для ареста, считают адвокаты.
По словам Карамзина, его держат в камере, чтобы заставить отказаться от исков к московским застройщикам. Он назвал главу московского управления ФСБ Алексея Дорофеева одним из ключевых людей, стоящих за его преследованием.
Юрист не раз жаловался на нечеловеческие условия содержания и издевательства со стороны сотрудников ФСБ и СИЗО-8. Карамзин содержится в камере с человеком с параноидальной шизофренией. Последний не раз угрожал ему убийством, избивал. Однако работники игнорировали просьбы о помощи. Он обращался к президенту РФ, в Следком, ФСИН, в суды и правозащитные организации.
Недавно Генпрокуратура РФ начала проверку в следственном изоляторе после жалобы омбудсмену по правам человека в РФ. Следком должен открыть дело по фактам, которые описал Карамзин. Руководству и работникам СИЗО грозят взыскания и увольнения, однако пока они продолжают работать.
Примечательно, что посадка Карамзина не помогла развалить дело о взыскании с экс-владельца «ДСК-1» Копелева 15 миллиардов рублей в пользу кредитора — компании Kithia Limited. Акции остаются под арестом. По версии юриста, Копелев передал их Воронину, чтобы избежать преследования по делу о банкротстве.