Развитие технологий строительства морских беспилотников может обернуться концом эры крупного надводного флота.
Стоимость крупных кораблей с современным оружием на борту, их обслуживание и содержание экипажей не идет ни в какое сравнение со стоимостью пары необитаемых катеров, начиненных взрывчаткой. При этом эффективность контроля морского пространства при определенных обстоятельствах становится сопоставимой.
Дискуссия об этом развернулась на фоне информации о применении беспилотников в акватории Черного моря. Слухи об очередном инциденте 14 февраля в Кремле не подтвердили. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков на этот счет призвал дожидаться сообщений от Минобороны. В оборонном ведомстве никаких заявлений пока не делали.
Будущее – за малым флотом и дронами
Обозреватель, историк Максим Шевченко отмечает, что использование большого флота в современных условиях должно отвечать конкретным задачам. Без понимания этих задач он попросту будет становиться удобной мишенью. Принцип грамотного подбора «инсрумента» действует во всех родах войск.
Например, танк – мощное оружие в поле. Но в городе он превращается в гроб. В уличных боях намного эффективнее группа спецназа с гранатометами, огнеметами, гранатами, автоматами и снайперскими прицелами. По результативности она превзойдет несколько танков. Напротив, в чистом поле спецназу очень тяжело.
«Также и на Черном море. Огромные корабли это утеха адмиралов и начальников. На парадах в Севастополе слезы наворачиваются от восторга, когда они колонной идут», - отметил Шевченко, добавив, что перед угрозой беспилотников одинокий крупный корабль – тот же танк в городе.
Практика последних лет показывает, что маленькие катера и беспилотники решают более масштабные задачи меньшими силами. В современном мире контроль над морем – это право решать, где, как и кому ходить (плавать). Йеменские хуситы успешно добиваются таких целей, завоевывая господство в Красном море, не имея флота. Если бы у хуситов помимо ракет были морские беспилотники, американские корабли тонули бы каждый день.
То есть, «сначала ставятся задачи, потом под их решения выделяются силы и средства», пояснил Шевченко.
Аналогичной точки зрения на роль морских беспилотников придерживается политолог Игорь Димитриев. «Безэкипажные катера представляют реальную угрозу традиционному военно-морскому флоту. … Для военного флота это решаемая проблема, а вот перерезать торговые маршруты такими штуками очень просто. И это практически обнуляет американскую стратегию контроля над морскими путями. Можно держать флот на базах по всему миру, но защитить торговые корабли не сможешь», - констатировал эксперт.