Эксперты ВШЭ выяснили, насколько россияне склонны менять потребительское поведение под влиянием новостей.
О результатах исследования рассказал первый проректор вуза и заведующий лабораторией экономико-социологических исследований Вадим Радаев. В беседе с РБК он сообщил, что эксперты выделили три вида эмоционального потребление.
Первый вид – панический. Он является реакцией на угрозу мнимого или реального дефицита товаров. В таких случаях люди совершают покупки ради формирования запасов или дальнейшей перепродажи. 9,4% участников опроса признались, что покупают товары на панике.
Второй вид – импульсивное потребление. Часто оно связано с потерей самоконтроля. Иногда также покупки совершаются, чтобы справиться с депрессией. Об импульсивных покупках заявили 20,5% респондентов. Третий вид — компульсивное потребление. Здесь речь идет о шопоголизме, когда сам факт покупки неважно чего доставляет удовольствие, а обладание вещью вторично. Такие покупатели порой говорят, что поход в магазин – это способ справиться со стрессом и поднять настроение. В компульсивном потреблении признались 25,2% респондентов.
По словам Радаева, эмоциональное потребление обычно возрастает в периоды внешних шоков. Он предположил, что если бы исследование проводилось в марте 2022 года, результат опроса был бы более выраженным.