Государственный техосмотр автомобилей, фактически отмененный для физических лиц с 1 сентября 2022 года, может быть возвращен.
На данный момент эта процедура является обязательной в случаях, когда транспорт используется в коммерческих целях, в него внесены конструктивные изменения (например, установлено газобаллонное оборудование), а также при смене собственника и перерегистрации в ГИБДД при условии, что авто старше четырех лет. В остальном же владельцам машин нет необходимости проходить техосмотр вне зависимости от возраста и даже состояния транспортного средства.
Интересно, что возврат обязательного техосмотра поддерживают сами автовладельцы. Согласно данным опроса Национального автомобильного союза (НАС), 51% респондентов согласны с этой инициативой. Против высказались 46%. За возвращение процедуры больше выступает молодежь – именно среди молодых водителей 62% голосов «за». Чем водители старше, тем больше они против. В самой возрастной группе положительных отзывов меньше всего – 42%.
Обсуждение необходимости прохождения техосмотра как обязательной для автовладельцев процедуры обосновывается также «старением» эксплуатируемого автопарка и геополитическими проблемами, которые затрудняют его обновление. По статистике НАС, средний возраст автомобиля в настоящее время превышает 14 лет.
По оценкам руководителя одного из техцентров Михаила Романова, ТО, с большой долей вероятности, вернется. «Техосмотр может вернуться по двум причинам. Во-первых, сегодня действительно нет никакого контроля, и на дороги выезжают такие машины, которые передвигаться не должны. Лично видел машины, которые ездят почти без тормозов, с неисправными световыми приборами. Во-вторых, рынок технического осмотра измеряется миллиардами. Полагаю, что сегодня за этот рынок развернется ожесточенная борьба. На мой взгляд, главным куратором процедуры вновь окажется МВД», - пояснил в разговоре с INFOX Романов.
Коррупция – спутник ТО?
Однако эксперты указывают и на отрицательные стороны. Самая важная из них – дискредитировавшая себя система получения необходимых документов, которая была насквозь коррумпирована. Каким должен быть механизм процедуры, исключающий возможность обхождения закона, профессиональное сообщество не представляет – озвученных идей, поддержанных большинством, нет.
Многочисленные факты коррупции вполне официально признавались Всероссийским союзом страховщиков: вице-президент организации заявлял о 80% водителей, которые ездили с купленными документами. Главной причиной такого массового распространения называлось отсутствие наказания за подобный проступок.
Тем не менее, стареющие автомобили могут создавать на дорогах серьезные проблемы, так как из-за сложностей с их обновлением и ремонтом, они все больше и больше перестают соответствовать даже минимальных техническим критериям безопасности. Система государственного технического осмотра должна давать возможность диагностики имеющихся недостатков, а также позволять владельцу авто устранить их в положенные сроки.
Авто без надзора
Кроме того, статистика, собранная ГИБДД, показывает, что чаще всего виновниками аварий становятся автомобили, в которые были внесены конструктивные изменения, однако в регистрационных документах упоминания об этом не были сделаны. Также тысячи аварийных ситуаций создают машины с неисправным световым оборудованием и установленными шинами, которые не соответствуют модели авто.
«В какое-то время мы дошли до такого момента, когда процедура техосмотра превратилась в банальную покупку необходимой бумажки. При этом, если посмотреть из-за чего происходят аварии, – это пьянство за рулем, это качество дорог, несоответствующая разметка или противоречивые дорожные знаки. Неисправность ТС в общей массе аварийных случаев занимает не так много», - заявил INFOX председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Депутат не считает необходимым и полезным возврат к практике обязательного государственного техосмотра, особенно в том виде, какой она была до ее отмены. Он также заметил, что в настоящее время многие автомобили после покупки находятся на обслуживании в дилерских центрах по гарантии. Все проведенные там работы скрупулезно фиксируется. Более того, он отметил повышение уровня ответственности водителей, которые сами заинтересованы в своевременной замене масла (иначе изнашивается двигатель) или резины, диагностике тормозной и рулевой систем. Во многом это связано с экономическими факторами – даже единоразовая замена двигателя обходится гораздо дороже, чем регулярная многолетняя замена масла.
Экономический аналитик Артем Ермолаев также полагает, что в возвращении техосмотра нет никакого смысла.
В разговоре с INFOX он отметил, что смысла в осмотре новых автомобилей нет: «Неужели кто-то всерьез считает, что дядя из автосервиса сможет протестировать машину лучше, чем завод-производитель? Надо признать, что в большинстве случае ТО представлял собой фейк, за который приходилось платить деньги».
Ермолаев считает, что выстроить в сжатые сроки систему качественной проверки технического состояния транспортных средств вряд ли получится.