Запрет полетов беспилотников на территории России обойдется отрасли в 10 млрд рублей потерь.
Ограничения полетов уже введены в ряде регионов, в том числе в Москве. 4 мая депутат Госдумы Александр Хинштейн предложил срочно принять федеральный закон, который запретит использование беспилотников, в том числе водных и подводных на период проведения СВО.
Участники рынка эта идея не понравилась. Они считают, что запрет откатит развитие отрасли к 2018 году. В одних Москве и Петербурге убытки могут составить 1,5 млрд рублей, считают опрошенные журналистами «Коммерсанта» эксперты. Речь о недополученной эксплуатантами БПЛА прибыли в работе в сфере аэрофотосъемки и мониторинга.
Гендиректор «Флай Дрон» Никита Данилов считает, что только в 2023 году потери в масштабах страны превысят 10 млрд рублей. Глава ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев, рассуждая о запретах БПЛА в Москве и Петербурге, выразил уверенность, что серьезных убытков не будет. Дело в том, что и до 3 мая, когда была атака беспилотников на Кремль, для использования БПЛА требовалось разрешение от департамента регбезопасности (в Москве) и комитета по транспорту в Петербурге. Процедура не простая, и она значительно ограничивала распространение и полеты беспилотников. Поэтому с новыми правилами ситуация почти не изменится.
С другой стороны, как заметил Глеб Бабинцев, когда в октябре запретили беспилотники в первых 10 южных регионах, компании там в совокупности оценивали свои убытки в 3 млрд рублей. Если брать эту сумму за верную, при запрете БПЛА в 40 регионах убытки можно смело умножать на 4. При таком раскладе отрасль серьезно пострадает.
По мнению гендиректора «Агримакс Аэро» Максима Чижова, больше всего пострадает сельское хозяйство. Там беспилотники сейчас используются очень активно.
Альтернативы полному запрету полетов БПЛА есть. Например, можно перенять опыт Индии, где все беспилотники регистрируются в госсистеме DigitalSky. Система обеспечивает легальный полет БПЛА только в том случае, если он зарегистрирован и отображается в режиме онлайн. В противном случае это неопознанный объект-нарушитель, который подлежит принудительной посадке. Технически отслеживание объектов осуществляется через установку транспондеров.
Некоторые собеседники «Ъ» уверены, что в России можно реализовать нечто подобное: БПЛА оснащать трекерами с опцией принудительной посадки объекта.