Прогнозы о том, что Европа в назидание за отказ от конструктивного диалога и сотрудничества с Россией этой зимой замерзнет и останется без бензина, разбились о реальность.
Еще в августе, когда СМИ стали сообщать о близком к максимуму заполнении европейских газовых хранилищ, разговоры и шутки о том, как жителям ЕС пора запасаться шубами и дровами, резко пошли на спад. Затем, когда европейские коллеги приступили к реализации плана ввести ценовой потолок на российскую нефть, в соцсетях с подачи крупных информагентств стали «вируситься» ролики о том, как местным жителям предстоит впрягать в свои автомобили лошадей (видимо за отсутствием бензина).
Ситуация на заправках в Британии и странах ЕС весной и летом, действительно была сложная. Это было обусловлено тем, что биржи и нефтяные компании в инициативном порядке стали отказываться от нефти из России. Однако сейчас и здесь обстановка стала выравниваться, а цены бензина возвращаются к дофевральским показателям.
До пересадки на ослов в Европе далеко
О ситуации с ценами на бензин в ЕС по состоянию на 14 декабря рассказал блогер, медиаэксперт Анатолий Шарий. В своем ТГ-канале он представил показания заправочной станции, согласно которым за 63 литра бензина (марки, вероятно, выше АИ-95) оплата составила 87,6 евро. В переводе на рубли один литр получился за 92,1 рубля.
По словам Шария, таких низких цен не наблюдалось с самого начала кризиса в феврале. В свете таких расценок, европейцам пока точно не грозит пересесть на ослов, как это прогнозировали в России, заметил Шарий и с недоумением задался вопросом: «Что происходит?».
Европа продолжает накапливать энергоресурсы
Агентство «Прайм» в среду пишет, что цены на природный газ в Европе снижаются. Фьючерсы на газ с поставкой из терминала TTF в среду снизились на 4% после роста во вторник. Это происходит на фоне прогнозов погоды о смещении арктических воздушных масс, накрывших Северную Европу в первой половине декабря. Теперь средние температуры подрастут, вернувшись к климатическим нормам. Генерация ветровой энергии на следующей неделе также должна увеличиться, снижая потребление природного газа.
Портал «Proeconomics» пишет, что за последние две недели импорт газа в ЕС и Великобританию вырос до почти рекордных уровней, несмотря на то, что газовые хранилища сейчас заполнены на уровне исторических максимумов (около 87%).
Общее потребление газа в ЕС в 2021 году составило 412 млрд. кубометров. По оценке МЭА, спрос на газ в Европе в 2022 году упадет примерно на 12%, или на 50 млрд кубометров. Насыщенность газового рынка в сочетании со снижением потребления закономерно дают эффект падающих цен.
Примерно та же ситуация с топливом. Агентство Bloomberg 14 декабря сообщает, что в текущем месяце европейские страны закупают едва ли не рекордные за шесть лет объемы дизельного топлива. Причем, по информации издания, около половины поставок приходится на Россию.
За 10 дней декабря Британия и ЕС завезли по морю порядка 16 млн баррелей дизтоплива. Суточные поставки в декабре оцениваются в 1,6 млн баррелей, из которых 749,3 тысячи приходится на Россию. На втором месте идет Саудовская Аравия (298,3 тысячи), затем Индия (156,4 тысячи).
С бензином наблюдается похожая динамика.
Нефть и газ перестают кормить Россию
Тем временем, в самой России, распродающей энергоносители в преддверии введения полного эмбарго, выглядит тревожной. Профильный ТГ-канал «Газ-Батюшка» отмечает, что продажа российского нефтегазового сырья становится все менее прибыльным делом. Стоимость российской нефти Urals упала до $43,72 за баррель, а те же поставки нефти в Венгрию по «Дружбе» не вернут экспорт на прежний уровень. С продажами газа тоже проблемы из-за известных событий на Северных потока и остановки путепровода Ямал-Европа.
Между тем, фискальная политика государства остается прежней – повышать налоговую нагрузку на сырьевой бизнес. «И отдувается тут будет не только Газпром, которому прибавили обязательство выплачивать в виде НДПИ дополнительно 50 млрд руб в месяц. Также будет повышен налог на прибыль для экспортеров СПГ с 20% до 34% (А это уже частный НОВАТЭК и снова «Газпром»). И, кстати, эта статья уже относится к не нефтегазовым доходам», - говорится в комментарии канала.
Повышение налоговой нагрузки в сочетании с падением доходности нефтегазовой отрасли ни к чему, кроме как к кризису в ближайшей не приведет.