До конца 2022 года в России может закрыться большинство автошкол.
Причиной стал продолжающийся с времен пандемийных ограничений кризис. Из-за санитарных антиковидных норм школы долгое время не работали, а сейчас вместо восстановительного роста, возникли новые проблемы. Издержки на обучение будущих водителей растут, автомобили подорожали, а автозапчасти к ним стало трудно достать. Ремонт машин становится разорительным, а из-за сокращения числа клиентов (расчет на отложенный спрос не оправдался) компенсировать издержки не получается. Повышать плату за обучение – плохой вариант, поскольку в ситуации падающих доходов населения, так можно распугать оставшуюся клиентуру.
Президент Национального союза ассоциации автошкол Елена Зайцева в интервью «Известиям» заявила, что в свете обозначенной обстановки автошколы наверняка будут массово закрываться.
По ее словам, интерес граждан к получению прав сохраняется. Однако весной 2022 года число кандидатов в водители снизилось на 50% по сравнению с докризисным периодом.
В силу того, что машины постепенно становятся недоступной роскошью, люди передумывают идти учиться в автошколу. Содержание личного авто обходится дорого, поэтому граждане чаще делают ставку на общественный транспорт.
Если раньше бюджетное авто с механической коробкой стоило в районе 500 тысяч, а с автоматом – под миллион, то сейчас цены выросли в два раза. В автошколах отмечают, что если такая динамика сохранится, учеников не останется, а в самих учебных заведениях останутся только «стенды с симуляторами».
Зайцева полагает, что в ближайшие годы на рынке останутся только те школы, у которых рабочие помещения находятся в собственности, либо же заключены госконтракты на подготовку водителей. Несмотря на это цены на услуги в любом случае будут расти.
Авторы ТГ-канала «Методичка» в комментарии к материалу «Известий» предположили, что вначале «произойдет "укрупнение" автошкол с появлением новых безработных». В дальнейшем будет сказываться фактор демографической ямы, и автошколы, которые ещё недавно были экономически самостоятельными или повиснут на госдотациях или будут закрыты.
Не получается в России «игра в капитализм» даже в тех областях, «которые по определению должны быть прибыльными», констатировали авторы канала, добавив, что «отрасль находится на грани коллапса».
В столичном Союзе автошкол проблему не обнаружили
Глава организации Александр Ачкасов в интервью радиостанции «Говорит Москва» заявил, что пандемия и нынешние санкции на бизнесе никак не отразились.
Закрытие школ возможно. Это нормальный процесс в свете проблем с демографией. «Это ввели в заблуждение. Автошколы закрывались и открывались и пять, и десять лет назад. В 2014 году у нас их было 14 тысяч, а сейчас 7-8 тыс. в России. Это демографическая яма, не имеет никакого отношения к экономике», - пояснил эксперт.
Ачкасов заключил, что нехватки школ в России точно не будет. Цены на услуги автошкол до конца года повышать не планируется.