Импортозамещение путем копирования бизнеса крупных корпораций оказалось намного более сложным занятием, чем могло показаться первоначально.
Когда об уходе из России заявил McDonald's, на высоком уровне стали звучать заявления, что поскольку обеспечение ресторанов сырьем на территории страны ведется примерно на 90% за счет локализированных мощностей, то уж с задачей зажарить котлету на булке отечественный бизнес как-нибудь справится. Сомнения в том, что дела обстоят несколько сложнее, стали возникать буквально через несколько недель после реорганизации McDonald’s на «импортозамещенный» лад. Когда в Сети пользователи стали публиковать фотографии странного цвета сыра, картошки с жучками и лапками насекомых, а потом новая сеть ресторанов еще и стала исключать из меню картошку фри, стало очевидно, что с копированием бизнеса легко упустить важные мелочи.
Директор по развитию бизнеса BIA Technologies Максим Мельситов в комментарии для «РГ» пояснил, почему известные бизнес-модели тяжело скопировать.
«Тиражировать успешные бизнес-модели международных компаний невозможно ввиду их глобальности и ориентации на мировой рынок. Кроме того, нужно понимать, что эти модели создавались более полувека назад (к примеру, Volkswagen был создан в 1937 году, McDonald's — в 1940, а IKEA — в 1943). Все эти годы они «отшлифовывались» и выходили на соответствующий уровень», — пояснил эксперт.
Бизнес этих компаний годами совершенствуется, дополняется системами автоматизации, IT-решениями. Скопировать все наработки и детали на практике сложнее, чем построить бизнес с нуля. Поэтому России нужно акцентироваться не на копировании, а на создании «новых моделей, адаптированных под текущие условия». Отечественному бизнесу нужно быть успешным, понятным и прозрачным, ориентироваться на цифровые решения, чтобы повышать свою эффективность.
Просто «нарисовать бизнес-модель на бумаге» сейчас мало. Нужно обязательно использовать автоматизированные IT-системы для более совершенного учета на всех участках работы организации. Состояние компании нуждается в постоянном мониторинге, а это – большие данные, которые необходимо анализировать в режиме реального времени и принимать обоснованные управленческие решения.
«Итак, масштабный сбор данных о работе компании, детальная аналитика, внедрение инструментов математической оптимизации и моделирования и гибкое бизнес-планирование — вот четыре компонента успеха цифровизации новых бизнес-моделей. Остальное — дело времени», - отметил Максим Мельситов и в заключение добавил, что любые бизнес-архитектуры годами оттачиваются методом проб и ошибок, системного анализа.