России удалось убедить европейских партнеров перейти на оплату газа в рублях, однако проблемных моментов остается еще масса.
Вице-премьер Александр Новак посетил Петербургский международный экономический форум. Во время одного из мероприятий он заявил, что около 95% европейских клиентов выполнили условия Москвы и открыли счета в «Газпромбанке» с которых валюта будет конвертироваться в рубли. «Те, кто (изначально) изъявили желание перейти, те перешли», - сказал Новак (цитирует ТАСС).
Были и те, кто демонстративно отказался от сотрудничества в предлагаемом формате. Они, соответственно, остались без газа. Так, «Газпром» не получил платежи по новой схеме в установленный срок от Нидерландов, Британии, Дании, Финляндии, Польши и Болгарии. Сейчас поставки газа в эти страны приостановлены.
Помимо неразрешенных разногласий насчет способа оплаты, все большей проблемой становятся технические сложности, которые грозят полностью остановить поставки российского газа в Европу. Эту тему на полях ПМЭФ затронул глава «Газпрома» Алексей Миллер. Он указал на снижение поставок газа по «Северному потоку – 1» примерно на треть из-за остановки турбинного двигателя для перекачки от Siemens. Немецкая компания попросту сорвала сроки капитального ремонта двигателя, и его пришлось выключить. Как следствие, объем газовых поставок по физическим причинам существенно сократился. Речь идет о «нескольких десятках процентов». Вслед за этим цены на голубое топливо в ЕС стали расти. И тут показатели роста не исчисляются десятками процентов. Газ дорожает в разы. «Поэтому уж извините, но если скажу, что мы ни на кого не в обиде, то не покривлю душой», - сказал Миллер.
При этом он добавил, что «Газпром» по-прежнему настроен на плодотворное сотрудничество. Компания держит «Северный поток – 2» наготове. Трубопровод находится под давлением, и при желании его запустить можно «хоть сейчас». Однако и тут нужно учитывать, что Россия пересматривает свои приоритеты. Так, мощности одной нитки СП-2 уже переориентированы на снабжение Северо-Запада России, напомнил Миллер.