Петербургские депутаты предложили избавить Уголовный кодекс от статьи 166, разграничивающей угон авто и «взял покататься».
По их мнению, в УК достаточно статьи 158, по которой любое неправомерное завладение авто будет считаться кражей без всяких оговорок и ссылок на невинное стремление проехаться на чужом авто или погреться в салоне.
Как сообщает «Парламентская газета», в Общественной палате РФ с идеей не согласились, уверяя, что в данном случае можно обойтись и без изменений в УК.
Согласно статистике МВД, в марте 2022 года число преступлений с авто по статьям 166 и 158 превысило данные февраля на 18%. В сравнении с январскими показателями число дел по обеим статьям выросло на 26%.
Криминальная статистика в сегменте авто не стала неожиданностью, поскольку на фоне сильного подорожания запчастей и автомобилей эксперты давно говорят о грядущем росте числа угонов. Нынешняя статистика МВД только подтвердила этот прогноз.
Чтобы как-то противодействовать негативному тренду, депутаты Заксобрания Петербурга предлагают приравнять угон к краже. Депутат Павел Крупник констатировал, что данная мера приведет к ужесточению наказания за угоны.
Эта идея обсуждается с 2018 года. Но тогда инициатива получила отрицательное заключение Совета законодателей. Однако теперь она заиграла новыми красками, когда появилась весьма тревожная статистика.
Член Совфеда от Петербурга Андрей Кутепов, ставший одним из авторов первоначальной инициативы, пояснил, что несколько попустительское отношение к угонам авто идет с советских времен, когда собственность была социалистической, а машины порой оставляли на улицах открытыми. Но теперь существует частная собственность, и нужны дополнительные инструменты для защиты владельцев авто.
Первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев напомнил, что за угон авто предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы. За кражу – до 10-ти. В судебной практике порой сложно доказать, что злоумышленник совершил похищение, поскольку он всегда может сказать, что оставил машину (когда по факту просто не успел ее переделать и продать), после того как покатался. В результате преступники уходят от ответственности. За кражу недорогой машины преступники вовсе могут отделаться небольшим штрафом и сроком до 2 лет. Депутат согласился, что за угон нужно наказывать строже. Цены запчастей растут, а значит, растет соблазн для похитителей заработать неправомерным путем.
Член Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Илья Зотов с пониманием отнесся к объяснению роста числа угонов и подчеркнул, что люди стали бояться, что их авто похитят. Более того, после угона еще придется доказывать, что машину угнали. Или если угонщик попал в ДТП или совершил какое другое преступление – доказывать, что транспортным средством воспользовался кто-то другой.
Зампредсед Комиссии ОП по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов заметил, что методы угона и меры предосторожности угонщиков постоянно совершенствуются. Они специально «подгоняют» свои действия под более легкую статью на случай поимки. Кражи происходят организованными группами, в который один вскрывает авто и уходит со своими инструментами, второй перегоняет, третий продает. Если, например, ловят перегонщика, доказать факт хищения проблематично. С исключением из УК статьи об угоне доказать виновность вора будет сложнее. Поэтому более выверенным решением будет ужесточение ответственности по статье 166, резюмировал Холодов.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин вовсе не увидел необходимости что-то менять, отметив, что юридическая практика позволяет достаточно точно установить состав преступления и наказать виновных.