После начала операции по демилитаризации на Украине Россия столкнулась с многочисленными санкциями, которые среди прочего сильно ограничили рынок авто.
Примечательно, что в данном сегменте «санкции» вводятся не на уровне государств, а на уровне компаний в порядке инициативы больше не поставлять в Россию свою продукцию.
Локализованные в РФ предприятия тоже приостанавливают работу. Так, немецкий автоконцерн BMW объявил о приостановке производства машин на заводе «Автотор» в Калининграде. Mercedes-Benz тоже приостановит производство и поставки автомобилей в Россию. Та же судьба постигла завод Hyundai в Санкт-Петербурге.
Volvo останавливает как производство, так и продажи. Бизнес в России приостанавливают Volkswagen, Scania, Ericsson, Jaguar Land Rover.
Дорожают автозапчасти
Член правления всероссийской организации «Союз автосервисов» и генеральный директор ООО «Икар» Олег Ванюков в интервью АБН сообщил, что сейчас наблюдается подорожание оригинальных автомобильных запчастей. Динамика по позициям разная, и рост цен держится в коридоре от 10% до 90%. Ощущается дефицит. «Вместе с тем есть и надежда: в основном, запчасти везут к нам не по воздуху, а по морю, и водные пути для гражданских судов пока не перекрыли. Поставщики запчастей – сейчас это прежде всего Китай и Турция», - сказал эксперт.
Качество запчастей из этих двух стран приемлемое, оно уже давно переросло представления о нем десятилетней давности.
Выход в более тесном сотрудничестве с Китаем
Президент фонда «Политех» Вячеслав Жигалов предупреждает, что если нынешнее положение дел сохранится надолго, последствия будут очень серьезными.
Основательно перейти на работу с китайскими коллегами будет непросто. В России действует система эксклюзивных дилерских контрактов. Это означает, что дилер зависит от конкретного производителя. Стандартам этого производителя подчинена вся работа дилеров. Речь тут не только об организаторских тонкостях, но и о таких деталях как внешний и внутренний стиль центра, специально закупаемая мебель и так далее. Перестройка под новые условия потребует от дилеров очень крупных затрат.
Также непонятно, как обслуживать гарантийные автомобили, которые ремонтируются официальных дилерских центрах. Это тоже существенная проблема. Впрочем, если говорить о запчастях, некоторый их запас у дилеров все еще остается.
Что касается «китайского варианта» уйти от санкций, для перестройки российского рынка с ориентацией на восток потребуется довольно длительный период.
Угроза банкротства дилеров
Еще одной проблемой стали законтрактованные авто, которые клиенты уже заказали и оплатили, но в силу санкций поставки им придется ожидать неопределенно длительное время. Это представляет огромную угрозу дилерскому бизнесу, который начнет сталкиваться с массой претензий от покупателей.
Повлиять на производителей дилеры не могут, и вся нагрузка конфликтной ситуации ляжет на них. В этой связи следует ожидать массового банкротства в дилерской сети, отметил Вячеслав Жигалов.
Во избежание такого сценария фонд «Политех» направил обращение премьер-министру Михаилу Мишустину и главе Минпромторга Денису Мантурову с просьбой принять меры поддержки дилерского бизнеса.
Авторы предлагают блокировать активы автопроизводителей на территории России на сумму задолженности перед заказавшими авто клиентами. Кроме того, рекомендуется на законодательном уровне запретить производителям расторгать и изменять договоры с дилерами в одностороннем порядке.