Публикация философской заметки режиссера Константина Богомолова в «Новой Газете» положила начало дискуссии о месте России в новом мире, где толерантность превратилась в тоталитарную идеологию.
Свои рассуждения Богомолов озаглавил «Похищение Европы 2.0». Он предложил концепцию, согласно которой западное общество во время Второй Мировой войны пережило жесточайшее потрясение, увидев корень всех бед в дуалистической природе человека.
Режиссер пояснил, что европейская, и не только, философия с древних времен рассматривала человека как сложное создание, в котором соседствуют как высокие порывы к высшим ценностям, так и первобытное, звериное начало. В пример такого подхода к осмыслению человека Богомолов привел творчество Достоевского, у которого человек «одновременно высокий и низкий, ангел и дьявол, любящий и ненавидящий, верующий и сомневающийся».
Религия, культура, этика преследовали цель воспитать человека, чтобы закрыть в нем темную сторону и обеспечить его восхождение. Однако в середине XX века эта темная энергия человечества вырвалась наружу и привела к величайшей катастрофе в истории.
«Человеческим Чернобылем стал нацизм. Шок и испуг Европы перед этим взрывом первобытного в человеке оказались слишком велики», - отметил режиссер.
После войны, как полагает Богомолов, в европейском сознании зародилась мысль отказаться от рассмотрения человека, как сложной системы противоречивых устремлений и чувств, с попыткой отсечь от него «темную сторону».
Такой попыткой стало построение «этического рейха», когда «общественные ценности стали новой Стеной Плача, куда каждый несчастный, обиженный или просто непорядочный индивид может не только принести записку, но и потребовать от нового Бога — Прогрессивного Общества — внесения своей обиды, драмы, страха или болезни в список нового этического Юнеско, придания ей общественно значимого статуса». Вслед за этим включается пропаганда, выделяются деньги из бюджетов, чтобы насаждать уважение к обидам, которые в глазах других граждан «не стоят выеденного яйца». Но говорить об этом уже нельзя.
Богомолов подчеркнул, что новый тоталитаризм, скрывающийся под маской гипертрофированной приверженности к этике, взял на вооружение не полицейские дубинки и вооруженные отряды, а общественное мнение, выпасть из поля благосклонности которого означает – поставить на себе крест. В пример режиссер привел многочисленные скандалы с харассментаом и абьюзом, движение BLM, заставляющее белых сидеть на коленях и целовать ботинки чернокожим и так далее.
По мнению Богомолова, нацистов середины прошлого века сейчас сменил не менее агрессивный «микст квир-активистов, фем-фанатиков и экопсихопатов». Только на смену проверкам расовой чистоты пришли проверки чистоты этической, когда копаются в прошлом человека, чтобы навсегда смешать его с грязью.
В конце статьи Богомолов рассудил о месте России в глобальном мире, где из человека в моральном и духовном плане создают чудовище с одной единственной гранью, и когда строят глобальную деревню, из которой инакомыслящим будет некуда сбежать.
После распада СССР Россия взяла курс на единение с Европой и принятие ее ценностей. Прошел не один десяток лет работы в этом направлении, а сейчас внезапно проявились очертания того будущего, куда ведет мировую цивилизацию Запад. И это отнюдь не райские сады со свободой и достатком.
«Благодаря стечению обстоятельств мы оказались в хвосте безумного поезда, несущегося в босховский ад, где нас встретят мультикультурные гендерно-нейтральные черти», - подытожил Богомолов.
В редакции «Новой Газеты» после публикации данного материала написали текст с комментариями ключевых тезисов. Редактор отдела политики Кирилл Мартынов подверг критике теорию о вырождении западного либерализма и привел свои аргументы в статье-рецензии.