За первые шесть месяцев 2019 года в России без заявок осталось около 30% тендеров госучреждений на покупку лекарств.
В основном срываются закупки инсулина, физраствора, вакцин от бешенства и препаратов для онкобольных.
Как сообщает РБК, из 2,8 тысячи тендеров на закупку инсулина оказалось сорвано 692. По физраствору из 1840 аукционов не состоялись 683, вакцина от бешенства - 429 сорванных тендеров из 573.
С препаратами от онкозаболеваний сложнее. Общее число аукционов не посчитано, но известно, что 162 тендера сорвано на закупки ниволумаба, 140 аукционов – ритуксимаба.
Больше всего тендеров сорвалось в Москве - 4,3 тысячи из общего числа в 13 тысяч. В Саратовской области сорвано 48,4% тендеров, в Дагестане и Псковской области - по 45%. Еще в 24 регионах не состоялись около трети аукционов.
Свои расчеты РБК делал на основании базы «СПАРК-Маркетинг». При подсчетах не учитывались закупки у единственного поставщика. Несостоявшиеся тендеры — это аукционы, на которые, согласно базе, не вышло ни одного поставщика.
Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский, комментируя эти данные, подчеркнул, что такие объемы сорванных закупок довольно опасны и не могут не сказаться на общем обеспечении льготников лекарствами.
Он напомнил, что в последние месяцы из разных регионов России стали поступать сообщения о нехватках препаратов в различных медицинских учреждениях.
Причины срывов
Ранее о проблеме срывов госзакупок писал «КоммерсантЪ». Главным фактором, негативно влияющим на процесс закупок, были названы слишком низкие начальные цены, а также малые объемы закупок, с которыми поставщикам попросту невыгодно работать.
По мере того, как проблемы накапливались, объемы закупок пришлось наращивать, чтобы компенсировать потери от несостоявшихся аукционов, и тут возникла новая трудность – многие поставщики не стали справляться со слишком большими объемами заказываемых лекарств в заявках на госзакупки.
Еще одной причиной стали новые правила Минздрава, в соответствии с которыми закупочные цены унифицированы для всех регионов. Сейчас в министерстве признают ошибку и заявляют, что опубликованные с начала 2019 года материалы для расчета цен нуждаются в доработке, вследствие чего их вывели в категорию рекомендательных. Однако поставщики до сих пор ориентируются на предписания Минздрава и не спешат откликаться на заявки.