Гендиректор авиакомпании «Победы» пригрозил ростом цен из-за решения Верховного суда разрешить бесплатный провоз в салоне сумочек, рюкзаков и иных вещей.
Как сообщил глава лоукостера Андрей Калмыков, «Победа» пересмотрит график обслуживания судов и полетов, а также обжаловать решение суда. Он также предупредил, что размер багажных полок от решения суда не увеличится, так что все вещи, которые суд разрешил провозить бесплатно, будут отправлены в багажный отсек.
Борьбу с пассажирами за «правильную» ручную кладь «Победа» ведет не первый год. Она сопровождается рядом судебных исков и чередой скандалов.
Дешево и сердито
«Победа» остается пока единственным российским лоукостером. Она сменила авиакомпанию «Добролет», которая просуществовала совсем недолго и попала под санкции Евросоюза из-за полетов в Симферополь. Оба предприятия – «дочки» «Аэрофлота».
Работает «Победа», буквально воплощая в жизнь принцип «дешево и сердито».
Каждая дополнительная услуга, как и в случае с другими лоукостерами, оплачивается отдельно, а в социальных сетях то и дело появляются критические отзывы, в которых сотрудников обвиняют в хамстве и в том, что некоторые вещи делаются «на зло».
К примеру, летящих вместе пассажиров специально рассаживают в разных концах салона. Но если это еще можно объяснить стремление получить дополнительные деньги за услугу «выбор места», то заблокированный механизм, с помощью которого можно откинуть кресло, объяснить невозможно иначе, чем желанием причинить неудобства «дешевому» пассажиру.
Рюкзакам – бой
Из-за многочисленных конфликтов с пассажирами «Победа» приобрела скандальную репутацию. Иногда даже доходило до вызова полиции, как случилось с супругами с грудным ребенком, которые пересели на кресла по соседству и отказались подчиниться требованиям стюардессы вернуться на отведенные им места в разных концах салона.
Большинство пользователей соцсетей оказались на стороне молодых родителей, однако нашлись и те, кто указывал, что правила есть правила, и их надо соблюдать – или пользоваться услугами других авиакомпаний с куда более дорогими билетами.
Однако, пожалуй, самое большое число жалоб было связано с правилами, которые перевозчик разработал для перевозки ручной клади и багажа.
«Победа» ввела ограничения на размер ручной клади, которую можно было взять с собой в салон – не более 75 сантиметров по сумме трех измерений.
Тем, у кого сумка или рюкзак оказывались больше, предлагалось заплатить сбор в размере от тысячи до двух тысяч рублей. Или же не лететь вовсе, если что-то не нравится. Особенно часто страдали обладатели рюкзаков, в том числе дамских.
Пассажиры, помимо скандалов у стойки, писали жалобы в Ространснадзор. В феврале 2016 года после такого обращения Ространснадзор выдал инспекторское предписание – устранить нарушения. Представители лоукостера пошли в суд.
«Победа» в тот раз дошла до Верховного суда, но тяжбу все же проиграла. Мнение судей было единодушным: нельзя снижать уровень обслуживания пассажиров по сравнению с гарантиями, установленными федеральными авиационными правилами. В мае 2017-го с сайта «Победы» исчезли требования к объему ручной клади.
Некоторые эксперты считают, что именно люфт в полтора год и был подлинной целью «Победы». Все это время авиакомпания вопреки ФАП исправно взимала деньги за «негабаритные» сумки и рюкзаки.
Рюкзакам – бой: серия вторая
Юристы «Победы» недолго отдыхали после судебных баталий. 5 ноября 2017 года в силу вступили новые правила перевозки багажа и ручной клади пассажиров самолетов.
С собой в салон пассажир мог взять ручную кладь весом не более 5 килограммов, а в дополнение к этому рюкзак или дамскую сумку, верхнюю одежду и то, что может понадобиться во время полета, к примеру, детское питание, лекарства, костыли или складная кресло-коляска.
Бесплатно на борт можно было взять и пакеты с товарами из duty free (пункт 135 Общих правил перевозок пассажиров).
Именно это и привлекло внимание специалистов «Победы». Они сочли, что в правилах пункт 135 о дополнениях к ручной клади противоречит почти соседнему пункту, 133 и 135, противоречат друг другу, а также Гражданскому и Воздушному кодексам. В пункте 133 сказано, что вес и габариты ручной клади должны обеспечивать ее безопасное размещение в салоне, а размеры вещей, перечисленные в пункте 135, никак не ограничиваются – и как тогда перевозчик сможет обеспечить безопасность пассажиров?
Новые правила – новые суды
Юристы «Победы» подготовили и подали иск к Минтрансу и Минюсту, в котором потребовали отменить пункт 135 ФАП. Перевозчик соглашался перевозить детские коляски и люльки, а также то, что необходимо путешествующим инвалидом, но решительно возражал против «лишних» портфелей, сумок, цветов и шуб.
«Наша компания летает в пригород Милана, и люди берут с собой в салон по три шубы и на регистрации говорят, что это ручная кладь. Нам приходится её перевозить в салоне», - негодовал генеральный директор авиакомпании Андрей Калмыков.
Судья и прокуратура его негодование не разделили. «Победа» вновь дошла до Верховного суда и вновь проиграла: пункт 135 остается в силе, и пассажиры по-прежнему могут брать с собой предметы, в нем перечисленные. Бесплатно!
Правда, Калмыков, комментируя решение Верховного суда, пригрозил пойти в следующую инстанцию (куда, не очень ясно, в прошлый раз именно ВС поставил окончательную точку в тяжбе «Победы» с государственными инстанциями). А также сообщил, что пассажиры, так уж и быть, смогут провозить предметы пункта 135 бесплатно, но только в багажном отсеке. Полки в салоне, несмотря на решение суда, вместительнее не станут.
А еще Калмыков пригрозил увеличением стоимости билетов. Правда, этот довод до бесконечности использовать нельзя – именно крайне низкая стоимость перелета является главным, если не единственным конкурентным преимуществом «Победы». В пятерку ведущих перевозчиков России лоукостер не входит.
Не «Победой» единой
В конце зимы вспыхнул скандал вокруг крупнейшей отечественной авиакомпании – «Аэрофлота». Перевозчик сократил перечень предметов, которые можно было брать с собой на борт сверх выделенных пассажиру бесплатных 10 килограммов, и ввел жесткие ограничения на габариты ручной клади - 55х40х20 сантиметров. В большинстве авиакомпаний последний параметр равнялся 25 сантиметрам, а толщина небольших чемоданов, которые многие пассажиры привыкли брать с собой в салон, обычно составляет 23-24 сантиметра.
Сложно сказать, что больше возмутило клиентов – сам факт резкого введения ограничений, или же то, что мотивировали это просьбами самих пассажиров – мол, жалуются, что места в салоне для всей ручной клади не хватает. А в особенно сложной ситуации оказались пассажиры, перевозившие в салоне что-то ценное – например, фототехнику.
«Опробовали на «Победе» – теперь и у себя ввели», - резюмировал один из разгневанных блогеров. Столь жесткие требования действительно характерны для лоукостеров, но не для «приличных» авиакомпаний.
«Аэрофлот» в итоге увеличил последний параметр в измерениях с 20 до 25 сантиметров, оставив клиентов и журналистов в недоумении – а зачем вообще было создавать себе столько проблем из-за пяти сантиметров?