8 мая ‘24, Среда

В прошлом Арктика переживала сильнейшие потепления

Чукотское озеро позволило расшифровать климатическую историю Арктики. Оказалось, что помимо двух недавних теплых периодов, случившихся 125 и 12 тысяч лет назад, Арктика пережила еще два более древних и сильных потепления.

Двое российских ученых из Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института Дальневосточного отделения РАН, Павел Минюк и Анатолий Ложкин, в соавторстве с исследователями из США, Германии и Швеции опубликовали статью в журнале Science, посвященную истории климата Арктики.

Геологи проанализировали донные отложения чукотского озера Эльгыгытгын, извлеченные из него в ходе экспедиции в 2008-2009 годах. Само озеро, диаметром 18 километров и глубиной 170 метров, имеет вулканическое или метеоритное происхождение и сформировалось 3,6 миллионов лет назад.

Самые древние отложения Эльгыгытгына, извлеченные в ходе экспедиции, имеют возраст 2,8 миллионов лет. Начиная с этого времени, геологи проанализировали всю последовательность донных осадков, изучив их структуру, химический состав, скорость формирования, а также пыльцу и растительные останки, содержащиеся в них.

Оказалось, что Арктика пережила два очень сильных потепления, случившиеся 400 тысяч и 1,1 миллион лет назад и пришедшиеся на межледниковый период. Во время этих потеплений, когда среднегодовая температура поднималась на 5-8 градусов выше современного значения, должны были растаять практически все ледники Гренландии и других северных территорий. Кроме того, в периоды потепления среднегодовое количество осадков увеличивалось примерно на 300 миллиметров.

Авторы статьи считают, увеличения содержания парниковых газов в атмосфере и изменения наклона земной оси недостаточно, чтобы объяснить столь масштабные «оттепели». По их мнению, на арктический климат влияло таяние ледников на другом полюсе Земли, в Антарктике, в результате чего изменялась структура океанических течений, которые начинали приносить в Арктику больше теплой воды.

Исследователи полагают, что в наши дня таяние антарктических льдов также может повлиять на климат Арктики.

Врач рассказала, сколько минут в день нужно двигаться после инфаркта