Приговор в Таджикистане пилотам Владимиру Садовничему и Алексею Руденко вызвал запоздалый дипломатический скандал. В авиакопании Rolkan Investmens, которой принадлежали конфискованные самолеты, считают, что летчики стали заложниками рейдерской атаки – таджикские силовики пытались заполучить два транспортных самолета Ан-72.
В авиакомпании Rolkan Investmens Ltd «Известиям» рассказали, что причиной уголовного преследования стала попытка таджикских силовиков заполучить два самолета Ан-72. Авиакомпания работает в Таджикистане уже 3 года – за это время ее услугами пользовались Минобороны, пограничные войска и президентская (национальная) гвардия. «Cразу после задержания наших пилотов Раджабали Рахмонали [командующий Национальной гвардией Таджикистана] предложил сделку: мы передаем в безвозмездное пользование республике Таджикистан два самолета Ан-72, а Садовничий и Руденко получают свободу», – заявил изданию гендиректор авиакомпании Rolkan Investmens Cергей Полуянов.
Представители Rolkan Investmens Ltd утверждают, что за время следствия по делу Садовничего и Руденко они десять раз встречались с Рахмонали. Подтверждением этих встреч стали документы и аудиозаписи. «Когда таджикские силовики поняли, что никаких сделок по самолетам не будет, они отдали команду о моем задержании, – рассказывает Полуянов. – Я не буду рассказывать, каким образом мне удалось уехать в Россию. Это тайна. Но мой товарищ и помощник Валерий Пфефер фактически остался в Таджикистане заложником».
Пфефер подтвердил «Известиям», что вплоть до самого отъезда из Таджикистана его мобильные телефоны прослушивались, а за ним была организована слежка. Он утверждает, что именно поэтому руководство Rolkan Investmens Ltd до суда не могло никому рассказать об истинной подоплеке этого дела.
Месть за сына
Кроме того, как выяснили «Известия», в деле российских летчиков могут быть замешаны и родственные узы. Два года назад в подмосковном Щелково 9 лет лишения свободы получил Рустам Хукумов – сын влиятельного чиновника, начальника Таджикской железной дороги Амонулло Хукумова, ближайшего родственника президента Таджикистана. Приемный сын Хукумова – Зубайд несколько лет назад женился на дочке главы Таджикистана Эмомали Рахмона Озоде.
Рустам Хукумов являлся гражданином России. По некоторым данным, отец приобрел ему коттедж в столичном регионе, в котором жил молодой человек.
В июне 2008 года Рустама Хукумова и трех его земляков задержали в Подмосковье с 9-ю килограммами афганского героина. Следствие шло 2 года, и несмотря на все просьбы Душанбе, ему дали девять лет, посчитав организатором наркобизнеса. Как установил суд, Хукумов получил от неустановленного наркокурьера груз героина. Наркотики доставлялись в Россию по железной дороге.
По странному стечению обстоятельств, Хукумов родом из города Курган-Тюбе, в котором и проходил суд над Садовничем. А сам Садовничий живет в Щелкове, где вынесли приговор Хукумову. С тех пор сын высокопоставленного таджикского чиновника сидит в одной из подмосковных колоний.
Виноват индус-аферист
Существуют и другие версии задержания летчиков. «Московскому комсомольцу» удалось связаться с представителем «Ролкана» Валерием Пфефером. «Ролкан» как собственник три года назад сдал в аренду три самолета оператору «Аэрспэйс консорциум», зарегистрированному в ОАЭ. Никакого отношения к грузам мы не имеем, – заявил Пфефер. – Хозяин «Аэрспэйс» – индус Джигиб, миллионер, как теперь стало ясно, известный международный аферист. Он и есть один из инициаторов всей этой бодяги с арестом пилотов и самолетов. Эта авиакомпания вошла в сговор с чиновниками Таджикистана конкретно, чтобы отобрать наши самолеты. Поймите, это целый бизнес. План был тщательно разработан заранее. В этой афере замешаны и индус, и таджики, и русские. Имена последних я могу тоже назвать – Олег Баранов и Олег Лысенко. Нам известно, что Джигиб в очень хороших отношениях с таджикскими военачальниками, с государственным комитетом национальной безопасности и министерством обороны».
Теперь индус пропал. «Причем он сильно задолжал нам за аренду и аэропорту Кабула за обслуживание самолетов. Всего около 2,5 млн. долларов», – сообщил Валерий Пфефер.