Как правило, современные беспилотники выглядят как самолеты или вертолеты, только меньшие по размерам. Разработчики из Лондона решили отличиться и создали НЛО.
Беспилотный летательный аппарат с возможностью вертикального взлета и посадки – так называется разработка специалистов из молодой британской компании AESIR. Аппарат, сильно напоминающий своими формами и манерой движения летающую тарелку, совсем недавно прошел первые испытания.
«Если вы положите листочек бумаги на свои губы и подуете, -- пишут разработчики устройства на своем сайте, -- листок обязательно взлетит. Это происходит из-за того, что под листком бумаги атмосферное давление становится выше, чем над ним. Это явление также известно как «Эффект Коанды».
Опознанный летающий объект
Нагнетая воздух под «купол» устройства и управляя его потоком через подвижное сопло, беспилотник поднимается в воздух и передвигается в нем. Скорость и высота зависят от мощности воздушного потока, размеров и веса устройства.
Управление данным беспилотником условно делится на три «секции». Во-первых, перед разработчиками встала необходимость добиться, чтобы аппарат мог стабильно висеть в воздухе. Вращение лопастей пропеллера вызывает вращение корпуса беспилотника в обратную сторону. Чтобы создать эффект «антивращающего» момента, конструкторы разместили на внешней поверхности устройства серию стабилизаторов.
Способность держаться заданного курса реализована с помощью нескольких подвижных закрылков, работающих в унисон и позволяющих аппарату двигаться влево или вправо.
Закрылки на внешней стороне аппарата позволяют беспилотнику наклоняться и лететь в сторону наклона.
Вместе все эти решения позволяют «тарелке» стабильно держаться в воздухе и адекватно «реагировать» на внешние факторы вроде изменяющейся силы ветра и столкновений с другими объектами на небольшой скорости.
Семья беспилотников
Embler – так называется описанный выше беспилотник – одна из четырех моделей в семействе беспилотников, которые разрабатываются в AESIR. Как ни странно, все остальные беспилотники этой «семьи» носят имена скандинавских богов.
«Видар» (Vidar) – самый маленький. Его диаметр всего 30 сантиметров. Он разработан в качестве портативного прибора, который мог бы носить с собой человек и использовать внутри зданий. В нем установлен электродвигатель, работающий от литиево-полимерных батарей, заряда которых хватит на то, чтобы «Видар» находился в воздухе 15 минут со 100 граммами полезной нагрузки.
Метровый «Один» (Odin) оснащен роторным двигателем внутреннего сгорания и способен целый час возить по воздуху до 10 килограммов груза. Он разработан для краткосрочных полевых операций. Например, для оперативного развертывания коммуникационных сетей, обеспечения панорамного видеоизображения места боевых действий или для обнаружения взрывчатых веществ.
«Хед» (Hoder) – самый тяжеловесный из семейства беспилотников AESIR и предназначен для перевозки больших грузов. Процесс его разработки еще не закончен. Предполагается, что он будет иметь два винта вместо одного и сможет перевозить до одной тонны груза.
Областей применения данных аппаратов разработчики видят много. В основном, они хотят видеть свои аппараты на службе в полиции или армии. Правда, пока, согласно информации из статьи на сайте Wired.сom, заказов в AESIR не поступало ни от военных, ни от полицейских. Более того, по данным того же сайта, единственный инвестор, имевшийся у компании, отказался от дальнейшего финансирования проекта. Так что пока будущее его туманно.
Между тем в России тоже ведутся подобные разработки. В конце января этого года на выставке «Беспилотные многоцелевые комплексы 2009» одна из российских компаний по производству беспилотных летательных аппаратов представила модель (увидеть ее можно в нашем видеосюжете), которая работает по сходному с разработками AESIR принципу. Однако никакой конкретной информации об этом аппарате, кроме факта его существования, до сих пор не сообщается.