«Облачные вычисления» из многообещающей технологической концепции превращаются в реальные коммерческие решения. Все больше представителей малого и среднего бизнеса отдают предпочтения приложениям «в облаке», нежели «в коробке», констатируют эксперты.
Software as a Service – популярная сегодня концепция, предполагающая запуск приложения на сервисе провайдера и исключающая необходимость серьезных вложений в IT-инфраструктуру заказчика. Вместо того чтобы покупать программное обеспечение, необходимое для ведения бизнеса, и нанимать IT-персонал, который будет поддерживать корректную работу ПО, заказчик просто организует доступ в интернет и покупает подписку на нужные «облачные» сервисы. По мнению опрошенных Infox.ru экспертов, такая модель становится все более популярной в России, хотя подходит она далеко не всем.
Для средних и малых
«Рынок SaaS в России пребывает в зачаточном состоянии, -- рассказал Infox.ru ведущий консультант J`son & Partners Consulting Сергей Ермилов. -- Несмотря на большое количество публикаций в отраслевой прессе, потенциальные клиенты проинформированы достаточно плохо как о концепции SaaS, так и о решениях, предлагаемых на российском рынке. Но рост есть: увеличивается число компаний, предлагающих собственные разработки, увеличивается число предложений SaaS-решений в онлайн-магазинах софта, ну и, конечно же, увеличивается число клиентов».
По данным J`son & Partners Consulting, основными потребителями SaaS-решений в России являются предприятия малого и среднего бизнеса из розничной и оптовой торговли, компании сферы услуг, а также предприятия IT-телеком отрасли.
«Это малый бизнес, -- прокомментировал ситуацию с аудиторией SaaS-решений генеральный директор компании «Логнекс» Аскар Рахимбердиев. – Для него мы можем предложить уровень сервиса, надежность, защищенность, функциональность продуктов, которые недостижимы для инсталлируемого ПО при сопоставимых затратах. Крупные компании вкладывают значительные средства в свою IT-инфраструктуру, и для них SaaS не имеет настолько очевидных преимуществ».
«Сейчас наши основные клиенты -- это средние и малые компании целиком или отделы крупных компаний, -- рассказал Infox.ru руководитель отдела продаж компании «Мегаплан» Кирилл Пшинник. -- Много дизайн-студий, рекламных агентств, интернет-магазинов».
В то же время на SaaS-решения обращают внимание и крупные компании. По словам Кирилла Пшинника, среди клиентов компании «Мегаплан» есть и крупные, и региональные коммерческие организации.
Объем и национальность
По словам Сергея Ермилова, в 2009 году объем российского рынка SaaS-решений делового ПО составил $2,7 млн.
«В 2009-м рынок увеличился, мы не изучали его в 2008-м, поэтому не могу сказать на сколько, однако в открытых источниках встречались сведения о том, что в 2008-м рынок составлял $1,8 млн, -- рассказал эксперт. -- В первой половине 2009-го активность была ниже, чем во второй. Росту способствовали в той или иной мере: благоприятный информационный фон (в многочисленных СМИ, тематических блогах и т. п.), достаточно высокий уровень проникновения ШПД (широкополосного доступа в интернет), отчасти общая экономическая обстановка и потребность в оптимизации расходов, в том числе и на программное обеспечение».
«В России до этого года не было рынка SaaS как такового, -- считает Кирилл Пшинник. -- Учитывая, что сейчас крупнейшие российские игроки софтверного рынка запускают свои порталы по продаже и поддержке SaaS, я думаю, что рынок SaaS в России за 2010 год вырастет минимум в два раза. Мы планируем рост продаж в четыре-пять раз».
«В 2010 году будет продолжаться быстрый рост. Российский рынок SaaS вырастет в пять-десять раз», -- предсказывает Аскар Рахимбердиев. По его мнению, о перспективах роста свидетельствует тот факт, что, во-первых, уже присутствующие на этом рынке игроки сообщают о росте продаж; во-вторых, на рынке появляются все новые провайдеры SaaS-услуг; в-третьих, SaaS-решения начинают предлагать крупные игроки.
«Хорошо виден не только рост, -- продолжил эксперт, -- но, что еще более важно, изменение профиля типичного клиента. Если один-два года назад существенную часть составляли бывшие «айтишники», то теперь большинство из новых клиентов -- бизнесмены, никак не связанные с IT. Это говорит о том, что модель SaaS начинают воспринимать обычные пользователи».
Компания Softline недавно объявила о начале работы сервиса Softcloud, объединяющего в себе SaaS-предложения как от небольших, так и от крупных компаний. Среди вендоров, чьи продукты предлагаются на портале, -- Google, Symantec, Microsoft и другие.
«Мы уже довольно длительное время официально продаем на территории Российской Федерации и СНГ сервисы компании Google (Google Apps и Postini), -- рассказал Infox.ru руководитель проекта Softcloud Антон Салов. -- Они пользуются достаточно хорошим спросом у наших клиентов. Поэтому мы подумали, что было бы логично предложить им и другие решения наших вендоров и независимых разработчиков».
По словам Антона Салова, примерно половина из представленных на сервисе решений принадлежит российским компаниям.
«В численном отношении российских компаний (вернее, российских представительств российских компаний) на этом рынке больше, чем иностранных», -- отметил Сергей Ермилов.
Антон Салов добавил, что преимущество российских разработчиков SaaS перед иностранными заключается в том, что они способны создать продукт, наилучшим образом адаптированный под потребности российских клиентов.
Тормоза
Несмотря на все перспективы, которые сулит рынок своим участникам, существует целый ряд факторов, существенно тормозящих его развитие в России.
«Основной вопрос, который мне задают клиенты, когда выбирают между коробочной версией и SaaS, -- это безопасность данных, -- рассказал Кирилл Пшинник. – В России бизнесмены привыкли хранить все документы на сервере, который стоит у них «под столом». Это русский менталитет, я стараюсь всеми силами привести контраргументы, но получается далеко не всегда».
«В подавляющем большинстве небольших компаний защита данных находится в плачевном состоянии, -- отметил Аскар Рахимбердиев. – SaaS-провайдеры, которые по роду своей деятельности занимаются вопросами безопасности профессионально, обеспечивают несравнимо более высокий уровень защиты».
Часто проблемы с защитой данных возникают по вине самих пользователей, а не SaaS-системы.
«Получить несанкционированный доступ к серверу SaaS-провайдера крайне сложно. Как правило, он находится в охраняемом дата-центре, -- продолжил Кирилл Пшинник. -- Физический доступ к базе данных возможен также только из офиса компании, и только после согласования всех руководящих должностных лиц. Но, как показывает практика, значительно большую проблему создают сами пользователи, создающие для своих учетных записей очень простые пароли, которые просто подобрать или даже угадать. Любой уважающий себя SaaS-провайдер заключает договор с клиентом, по которому обязуется обеспечить конфиденциальность данных того или иного уровня».
«Ситуация здесь аналогична вопросу банковских вкладов, -- рассуждает Антон Салов. – Когда вы выбираете банк для открытия счета, то в первую очередь смотрите на известность бренда, хорошо зарекомендовавшего себя годами добросовестной работы на рынке. Так же и в вопросах «облачных» сервисов – делая ставку на SaaS, клиенты в первую очередь смотрят на бренд».
Все опрошенные Infox.ru спикеры отметили, что одним из главнейших факторов, тормозящих развитие SaaS в России, являются недостатки инфраструктуры – широкополосный интернет есть не везде в России, а с dial-up-соединением работать с «облачным» приложением довольно трудно.
Кроме того, Сергей Ермилов к негативным для SaaS факторам отнес традиционное недоверие «аутсорсингу», высокий уровень пиратского (то есть бесплатного) ПО среди предприятий среднего и малого бизнеса и частных лиц, а также сомнительность, в некоторых случаях, использования SaaS-решений в долгосрочной перспективе с точки зрения экономии денежных средств. «Одним из главных аргументов «за» SaaS является отсутствие необходимости содержания собственной инфраструктуры, -- объяснил аналитик. – По крайней мере, под отдельно взятую корпоративную ИС (информационную систему. – Infox.ru), которую нужно взять в аренду. А также необходимость нанимать администратора этой ИС. Но это в теории. По факту же получается следующее: использование какой-либо отдельно взятой информационной системы по схеме SaaS не позволяет полностью отказаться от услуг состоящего в штате или «приходящего» системного администратора, так как есть другие системы (бухгалтерия, почта и т. д.), есть локальная сеть, есть рабочие станции, и они тоже нуждаются в обслуживании. После запуска SaaS-приложения почти наверняка встанет вопрос о необходимости «подружить» его с другими использующимися ИС (собственно, это касается любой корпоративной ИС – как правило, это не вещь в себе). Для малых предприятий с небольшим объемом обрабатываемой информации, небольшим числом транзакций в используемой базе данных не требуется слишком сложной IT-инфраструктуры: как правило, ограничиваются текущими мощностями. Необходимость в администраторе сохраняется, необходимости расширения инфраструктуры нет, а ежемесячные платежи за SaaS есть».
Перспективы
«Сложно говорить о перспективах на данном этапе развития, -- осторожничает Сергей Ермилов. – Думаю, тут многое будет зависеть от дальнейшего развития инфраструктуры, необходимой для реализации данных сервисов, от качества предлагаемых решений, от развития электронных платежных систем (с целью удобства оплаты сервиса), да еще много от чего. Но в первую очередь -- от уверенности потребителя в том, что такая SaaS-схема ему выгодна и позволяет экономить деньги и время, а не является изощренным способом отъема денег. Очень многих настораживает перспектива «платить, но не владеть» программным продуктом».
«Рынок достаточно перспективный, -- считает Антон Салов. – Если правильно подобрать сочетание сервисов, правильно подойти к этому вопросу выбора платформы, то можно с уверенностью сказать, что серьезных игроков «облачного» рынка ждет успех. Надо понимать, какие выгоды сулит такая модель. С развитием широкополосного доступа в интернет все большее количество компаний среднего и малого бизнеса будет отдавать предпочтение SaaS в той или иной степени».
По словам Антона Салова, использовать ПО по такой модели проще и дешевле.
«Без особых стартовых финансовых вложений в инфраструктуру SaaS позволяет заниматься собственным бизнесом. Просто об этом пока мало кто знает», -- подвел итог эксперт.