Несмотря на экономические сложности в России и мире, OSS/BSS-системы и решения продолжают пользоваться активным спросом, а рынок -- расти, -- говорят эксперты индустрии. Интерес пользователей к новым сервисам окупает вложения операторов и дает толчок для развития отрасли. Впрочем, масштабы и характер спроса все же изменились.
OSS/BSS-системы и решения – дорогостоящая, но насущная необходимость для участников рынка телекома. Инструменты для удобного и оперативного комплексного управления телекоммуникационными ресурсами конкретного предприятия – ключевая необходимость для успешной конкуренции на рынке, в частности сотовой связи и мобильных сервисов, особенно в условиях кризиса.
Эксперты считают, что в ситуации высокого спроса на всевозможные мобильные сервисы скорость запуска новой услуги – ключевой аспект.
По словам заместителя директора департамента программного обеспечения компании IBM Дмитрия Гордова, крупные операторы сейчас испытывают серьезную конкуренцию со стороны операторов более мелких, более мобильных и готовых быстро предоставлять большое количество разнообразных услуг.
«Вывод новой услуги, которая в данный момент конкурентна, позволяет (крупным операторам. -- Infox.ru) быстро адаптироваться к изменяющимся условиям на рынке», -- рассказал эксперт корреспонденту Infox.ru.
В этом году IBM построила для филиппинского мобильного оператора Globe Telecom систему, которая, по словам Дмитрия Гордова, позволила сократить время, необходимое для вывода новой услуги на рынок, до 80%.
«Вендорам, интеграторам необходимо делать продукты, которые будут работать таким образом, что новые сервисы развернуть можно будет очень быстро», -- добавил Максим Ковалев.
Кризис, по словам эксперта, изменил характер спроса на OSS/BSS-системы.
«Никто не готов ждать два года, запускать многомиллионные проекты для вывода каждого сервиса на рынок. Требуется выводить все это быстро и выводить дешево», -- сказал Максим Ковалев.
С отмеченной в NetCracker тенденцией к сокращению стоимости разработки и внедрения OSS/BSS-систем согласился и начальник управления разработки и реализации проектов компании «Техносерв» Кирилл Кушнарев.
«Перед кризисом были многомиллионные проекты, тендеры, которые должны были автоматизировать «все и вся» у операторов, -- рассказал корреспонденту Infox.ru Кирилл Кушнарев. -- Сейчас операторы гораздо аккуратнее подходят к выпуску тендерных запросов. Они очень конкретны в своих пожеланиях, они автоматизируют конкретные куски функционала, которые, по их мнению, принесут наибольшую отдачу для их бизнеса».
«В начале года мы ощутили достаточно серьезную настороженность со стороны практически всех участников рынка, -- отметил Дмитрий Гордов. -- Но в течение года спрос на системы класса OSS/BSS восстанавливался. Сейчас в основном мы видим, что компании тратят время на то, чтобы оптимизировать свои затраты с расчетом, что в тот момент, когда кризисная составляющая уйдет в сторону и пойдет подъем, выйти на рынок более мощными, более операционно-эффективными».
«Рынок OSS замедлился, конечно, но тем не менее остается в положительном росте», -- добавил Кирилл Кушнарев.
С этой точкой зрения готова согласиться менеджер по маркетингу компании Amdocs в России и странах СНГ Юлия Митюхина.
«В прошлом году мы оценивали объемы рынка по четырем странам: России, Белоруссии, Казахстану и Украине. Потенциал суммарного объема рынка в 2008 году по рынку OSS был порядка 500 миллионов долларов, -- рассказала корреспонденту Infox.ru эксперт. -- И в 2009 году – коррекцию пока не проводили, но, возможно, кто-то проведет исследование – он увеличится примерно до 600-610 миллионов долларов. Что касается рынка BSS-систем включая биллинговые, то объем рынка 2008 года оценивался в 600 миллионов долларов. И порядка 700-750 миллионов долларов в 2009 году».
По словам Юлии Митюхиной, объемы рынков OSS/BSS-систем и решений не снизились в значительной степени, поскольку операторы должны выводить на рынок новые услуги, и для этого им нужны сети OSS.
«Если операторы действительно хотят пережить кризис, то они должны инвестировать в свои сети», -- заключила эксперт.