Бизнес-аналитики раскритиковали одну из главнейших надежд современной IT-индустрии -- концепцию «облачных» вычислений.
Облака, или виртуализация
Консалтинговая компания McKinsey & Co. опубликовала исследование на тему «облачных» вычислений, в котором не советует компаниям слишком сильно доверять модной нынче IT-концепции.
«Облака» уже приносят много пользы малому и среднему бизнесу, -- говорится в исследовании. -- Однако нужно преодолеть еще слишком много технических, организационных и финансовых трудностей, чтобы эта технология могла соответствовать потребностям большой аудитории или компании».
Вместо того чтобы витать в «облаках», авторы исследования рекомендуют руководителям компаний сконцентрировать свое внимание на виртуальных хранилищах данных, совершенствовании сетевых операций и прочих критически важных для бизнеса элементах инфраструктуры.
Старший менеджер по продуктам Google Apps Райен Шет (Rajen Sheth) в корпоративном блоге компании в ответ на исследование вежливо предположил, что в McKinsey & Co. не поняли сути «облачных» вычислений. Он объяснил: виртуализация -- это не совсем то же самое, что cloud computing.
Кроме того, Райен Сет добавил: «Такая модель предоставляет клиентам гораздо менее дорогостоящие программное обеспечение и устраняет необходимость разворачивать и поддерживать собственную IT-инфраструктуру – вещи, которые создают проблемы многим современным организациям».
Переменная облачность
Возможность масштабировать количество используемых вычислительных ресурсов, постоянный доступ к программному обеспечению, экономия физического пространства, а также финансовых расходов на техническую поддержку – главные преимущества использования «облачных» вычислений в бизнесе. «Исследователи McKinsey & Co. учли лишь стоимость компонентов аппаратной части для IT-инфраструктуры компании, -- продолжает Шет. – Между тем Google в состоянии не только обеспечить клиентам экономию на «железе», но и быструю адаптацию сервисов под запросы компании и их аудитории».
Впрочем, несмотря на очевидные ошибки исследователей McKinsey & Co., общие выводы их работы все же справедливы. Концепция cloud computing еще не готова к масштабному внедрению из-за «сырости» используемых в ее рамках технологий. Google -- пожалуй, самый известный и крупный пропагандист «облачных» вычислений – этот факт, хоть и опосредованно, но признает. На этой неделе компания выпустила экспериментальное, но все еще вполне реальное (а не «облачное») программное обеспечение, помогающее веб-приложениям в работе.
Речь идет о новой версии Google Native Client – браузерного плагина, обеспечивающего стабильную работу веб-приложений, требовательных к вычислениям, а также о O3D – плагине, который использует ресурсы графической карты компьютера для работы веб-приложений.
С одной стороны, выпуск этих приложений противоречит самой идее «облачных» вычислений, поскольку ресурсы компьютера для их работы все же используются. Однако, с другой стороны, данные плагины существенно приближают скорость работы веб-программ к их офлайновым собратьям, а также позволяют сетевым приложениям делать то, чего раньше они не умели: например, быстро работать с трехмерной графикой.
Чистые с «идеологической» точки зрения «облачные» приложения, между тем, пока испытывают серьезные трудности, прежде всего со скоростью работы. Даже на простых почтовых сервисах, не требующих больших вычислительных мощностей и пропускной способности интернет-канала, задержка между кликом мышью и ответом с сервера остается долгой, не говоря уже о более «прожорливых» в плане ресурсов проектах вроде виртуального рабочего стола icloud, скорость работы которого можно оценить, посмотрев наш видеоролик.
«Облачное» будущее
Впрочем, несмотря на все трудности, с которыми сталкивается cloud computing на пути к конечному пользователю, отказываться от этой концепции или находить ей альтернативу никто не собирается. Слишком уж впечатляющие перспективы она сулит в будущем. Сокращение технических издержек, актуальных прежде всего для малого и среднего бизнеса, – только верхушка айсберга. «Облачные» вычисления потенциально способны устроить еще несколько маленьких революций.
Во-первых, есть некоторые основания утверждать, что с внедрением «облачных» технологий в сферу дистрибуции цифрового контента (от электронных книг до фильмов и видеоигр), медиапиратство исчезнет или по крайней мере сократит свои масштабы. Поскольку «облака» не предполагают загрузки контента на пользовательский компьютер, а только своего рода трансляцию, пиратам просто нечего будет копировать. И если потоковое видео или аудио еще можно «захватить» программными средствами и потом распространять в виде нелегальных файлов, то с веб-приложениями ничего такого не выйдет – весь дистрибутив остается во владениях правообладателя.
Во-вторых, интернет вместе с полезными и развлекательными приложениями сможет выйти за рамки компьютеров и мобильных устройств. Запущенный недавно «облачный» игровой сервис OnLive подтверждает эту тенденцию: для того чтобы играть в игры, которые при обычных условиях потребовали бы наличия мощного компьютера и операционной системы, в OnLive требуется лишь подключить миниатюрное устройство к телевизору и широкополосному интернету.
Теоретически при развитых «облачных» технологиях любое устройство, имеющее экран, доступ в сеть и минимальный набор органов управления, способно стать и портативным медиаплеером, и игровой консолью, и даже полноценным компьютером с возможностью путешествовать по сайтам и пользоваться приложениями. Неизвестно точно, пойдут ли «облачные» вычисления именно по этому пути, но уже сейчас ясно – на все это они потенциально способны.