Состоявшаяся на днях в Москве выставка «Беспилотные многоцелевые комплексы» показала: БПЛА уже далеко не только военная «игрушка».
Военным разработкам на выставке, конечно, тоже нашлось место, но подавляющее большинство из сорока участников предложили варианты использования беспилотников в мирных целях: от обычной фото- и видеоразведки до доставки всевозможных грузов в труднодоступные регионы и управления погодными условиями (подробнее об этом – в видеосюжете).
Высоко и долго летают беспилотники среднего и тяжелого классов. Такие аппараты способны почти сутки находиться на высоте до 10 тысяч метров и нести до тонны груза. Впрочем, недостаток есть и тут. Такие БПЛА требуют наличия инфраструктуры (взлетно-посадочной полосы, ангара и прочего), а также квалифицированного обслуживания. Хотя даже с учетом этих преград БПЛА остается менее дорогим «развлечением», чем пилотируемые самолеты и вертолеты. По части разведывательных заданий и заданий, связанных с доставкой малогабаритных грузов, беспилотники планомерно вытесняют пилотируемую авиацию и, надо думать, в скором времени они полностью займут эту нишу.
Сегодня в этой индустрии другие лидеры: Великобритания, Израиль и США, но и для России как будто не все еще потеряно.
Правда, пока процесс возрождения несколько тормозится тем фактом, что частные заказчики не спешат закупать беспилотники. По словам Алексея Топехина, руководителя отдела беспилотных летательных аппаратов одной из присутствовавших на выставке компаний, частникам пока сложно сориентироваться в потоке информации о БПЛА и сложно определиться с выбором в море предложений. Кроме того, не очень ясны бизнес-риски, связанные с использованием беспилотников, поэтому частные заказчики осторожничают.
Таким образом, главными потребителями беспилотной авиации сегодня остаются госорганизации. Однако перелом в этой ситуации обязательно случится. Хотя бы потому, что к этому располагают подчас очень трудные географические и климатические условия, в которых в России слишком многим приходится работать и в которых услуги беспилотной авиации оказались бы очень кстати.