О борьбе с пиратством, о своих покупателях, об онлайн-продажах и облачных технологиях в интервью корреспонденту Infox.ru рассказал генеральный директор Adobe Systems в России и СНГ Александр Потапов.
Infox.ru: Какие продукты компании в России пользуются наибольшей популярностью?
Александр Потапов: Наибольшей популярностью традиционно пользуются продукты, предназначенные для творческих профессионалов. Это всем известные Photoshop и пакет программ Creative Suite. И Acrobat, который не относится к продуктам для творческих профессионалов, но весьма популярен в России.
Infox.ru: Кто ваши покупатели, какова структура? Какова доля частных лиц, небольших компаний, крупных организаций?
Александр Потапов: Частные лица составляют абсолютное меньшинство. В первую очередь наши продукты предназначены для юридических лиц, для организаций. Их величина может очень широко варьироваться, но в основном это организации среднего размера. В первую очередь это организации, которые занимаются разработкой и предоставлением контента, либо они являются рекламными агентствами. Это то, что у нас называется нашей целевой аудиторией. И организации большего размера, корпорации федерального масштаба -- им тоже мы продаем весь спектр наших продуктов. Которых у нас не три, и даже не десять, а около девяноста.
Infox.ru: Большую ли долю продаж составляют онлайн-загрузки? Какими вы видите перспективы этого канала продаж?
Александр Потапов: Это очень перспективный канал. Пока онлайн-загрузки не составляют большой доли по двум причинам. Во-первых, качество интернет-каналов во многих регионах и даже в Москве оставляет желать лучшего. Во-вторых, дистрибутивы наших продуктов достаточно большие. Это гигабайты информации, которые нужно скачать. Тем не менее процент онлайн-загрузок растет. Мы собираемся вскоре открыть наш собственный онлайн-магазин под нашим собственным брендом.
Infox.ru: Насколько большой вред компании приносит пиратство? Какова политика компании в борьбе с пиратством?
Александр Потапов: Пиратство наносит вред всем производителям программного обеспечения. Мы страдаем от пиратства еще и потому, что мы вышли на этот рынок сравнительно поздно, это произошло в 2006 году, когда многие компании уже поставили борьбу с пиратством на регулярную основу. С тех пор мы весьма активно участвуем в борьбе с пиратством. Тем не менее мы оцениваем ущерб от пиратства в 80%.
Infox.ru: То есть вы теряете 80% возможной прибыли?
Александр Потапов: Именно мы -- да. У других компаний процент меньше, по данным IDC, -- 67%, но, по нашим данным, процент больше. И потенциал роста у нас больше, потому что мы боремся очень активно.
Infox.ru: В цепочке распространения пиратской продукции есть звенья: распространитель -- пособник (хостинг-провайдер или интернет-провайдер) -- потребитель. С кем следует бороться? Нужно ли преследовать потребителей продукции?
Александр Потапов: Опыт и наш собственный, и наших коллег из других компаний говорит о том, что нужно воздействовать на всех участников этого процесса. Вопрос в другом, вопрос в перспективности воздействия на участников процесса со стороны правоохранительных органов. Это же не мы воздействуем как таковые, для этого есть официальные структуры. Они воздействуют в первую очередь на тех участников процесса, которых они считают для себя более перспективными, до кого легче добраться.
Естественно, мы более всего заинтересованы в борьбе с теми, кто непосредственно пиратирует наши продукты, то есть с производителями, поставщиками. Я могу сказать, что ведется перспективная и хорошая работа с правоохранительными органами. Мы разъясняем и обучаем, как отличать пиратские продукты от подлинных, помогаем с правоприменительной практикой. Большое значение имеет также борьба с пиратством в организациях, то есть среди конечных пользователей. Мы не очень, честно говоря, заинтересованы в этом, но иногда другого выхода не остается. Поэтому статистика такова, что в прошлом году было совершено более 500 проверок, и очень большая часть из них -- это проверки среди конечных пользователей. Но конечные пользователи опять же это не частные пользователи, это 99 и 9 в периоде -- организации.
Infox.ru: Как вы оцениваете перспективы развития веб-сервисов? Чувствует ли Adobe угрозу со стороны таких решений, как http://picnik.com/ (недавно этот сервис купил Google)? Считаете ли вы перспективными облачные технологии? Уступят ли традиционные программные продукты место на рынке веб-сервисам?
Александр Потапов: Если мы говорим о профессиональной обработке изображений, то такой угрозы мы не чувствуем. Здесь тонким клиентом и веб-сервисом не обойдешься. Когда требуется prepress, когда требуется профессиональная обработка изображений, без пакета, такого как Creative Suite, куда входит достаточно много продуктов, в том числе и Photoshop, не обойтись. Что касается простой обработки фотографий, у нас тоже есть продукты для такой обработки, например, Photoshop Elements 8, мы его рассматриваем как хороший потенциал для розничной торговли, и OEM-проект для поставки с компьютерами, где цена этого пакета будет фактически ничтожна по сравнению с ценой компьютера.
Веб-сервисам не запретишь развиваться, это нормально, у нас самих есть веб-сервисы, и Photoshop есть в таком виде, но он не заменяет полноценных вещей, которые дизайнер должен развернуть на своем рабочем месте. Что касается cloud computing, это очень перспективное направление, у нас есть продукты, которые в первую очередь участвуют в этом процессе, это Adobe AIR, это все продукты, которые разрабатываются на основе Flash и Flex, а также LiveCycle.
Что касается предоставления программного обеспечения как сервиса, это тоже перспективная вещь, но пока это дело не текущего года. Я думаю, что через год-полтора два это заработает и у нас.
Infox.ru: Расскажите вкратце о российском представительстве компании.
Александр Потапов: Прошлый год выдался трудным, как и у всех. Но это хорошее время для оптимизации бизнеса. У нас очень небольшое представительство, и среди остальных оно выделяется именно этим, своей небольшой величиной. Но при этом оно очень эффективно, каждый сотрудник отвечает либо за группу стран, либо за продуктовое направление, либо за группу клиентов. Здесь ни один человек не работает узко, каждый из наших сотрудников -- это универсал в хорошем смысле слова. Они умеют и могут все, поэтому эффективность высока. И этот год у нас призван отыграть все, что мы потеряли в прошлом году, если говорить о финансовых результатах.