Нелегальное видео в интернете помимо торрентов и файловых хостингов - серьезная головная боль для защитников авторского права. Компания Google, которой принадлежит крупнейший видеохостинг Youtube, знает не понаслышке, как бороться с этой проблемой. И вскоре может начать делиться опытом борьбы со всеми желающими.
Судебные иски к Youtube -- это уже почти обычное дело. Практически ежедневно в СМИ появляются сообщения о новых претензиях к сервису со стороны различных компаний и организаций. Большинство этих исков -- претензии, связанные с нарушением авторского права. На Youtube с самого начала существовали два основных средства, направленные на защиту интеллектуальной собственности, -- десятиминутное ограничение продолжительности роликов, не позволяющее пользователям загружать полнометражные фильмы и сериалы, а также хеш-алгоритм MD5, предотвращающий повторную загрузку удаленного модераторами контента. Однако с ростом объема загрузок видео на сервис ручная модерация перестала быть эффективной, пользователи научились преодолевать десятиминутный барьер и разбивать большие файлы на части, соединяя их ссылками.
Активность же юридических отделов компаний-правообладателей в последние годы серьезно возросла, так что разработка автоматической системы защиты лицензионного контента для Google стала необходимым делом.
Content ID на продажу
Среди партнеров Content ID крупные телевизионные и кинокомпании, музыкальные лейблы. Оливер Хэкман рассказал, что за время существования системы 33% участвовавшего в программе контента успешно монетизировалось, однако стоит отметить, что речь в данном случае идет не обо всем лицензионном контенте, хранящемся на Youtube, а только о том, что принадлежит партнерам Google. Часто компании, подающие в суд на Youtube, расценивают такую политику как пособничество распространению нелицензионного контента. Но в Google считают иначе.
«Представьте себе: вот кто-то загружает фрагмент фильма, -- рассказал Infox.ru Оливер Хэкман. -- Если у нас нет никаких партнерских отношений с теми, кто имеет права на этот фрагмент, мы не знаем, хотят они, чтобы это видео было на YouTube, или нет».
Пока технология работает только в рамках сервиса Youtube, но в Google не исключают, что в будущем ею смогут пользоваться и другие компании.
«Content ID была разработана специально для YouTube, но технически в ней нет ничего такого, что могло бы не заработать где-то кроме YouTube, -- сообщил Оливер Хэкман. -- Мы думаем, что Content ID -- лучшее решение для контроля над соблюдением авторских прав в онлайне. Пока нет договоренностей, которые я мог бы анонсировать, но мы готовы обсуждать вопросы сотрудничества с другими компаниями, работающими с видео в интернете».
Единственным российским партнером Google, использующим Content ID для защиты своей интеллектуальной собственности, является телекомпания Russia Today, однако связано это не с тем, что российские правообладатели не желают идти на контакт с Google, а с тем, что, поскольку работа с Content ID тесно связана с различными финансовыми операциями, в том числе и в онлайне, условия использования программы нужно адаптировать под российское законодательство.
Пока процесс адаптации сервиса еще не завершен, но если это случится и российские правообладатели заинтересуются возможностями технологии, то нелицензионное видео в онлайн-плеерах российских видеохостингов может исчезнуть.