Разгоревшаяся в блоге Виталия Манского дискуссия о торрентах побудила высказаться других кинематографистов. Infox.ru публикует первое интервью по этому поводу и приглашает читателей к обсуждению. О своем отношении к интернету, торрентам и пиратству рассказал Сэм Клебанов, продюсер и режиссер артхаусного кино, президент кинокомпании «Кино без границ».
-- Вы полностью состоялись как артхаусный человек, как человек, занимающийся артхаусным кино. У вас нет ощущения, что наступила некоторая стагнация и хочется делать что-то еще?
-- А я не считаю, что я полностью состоялся как артхаусный человек, потому что до тех пор, пока количество зрителей, которые смотрят артхаусные фильмы в России, зачастую меньше, чем количество зрителей, которые смотрят такие же фильмы в четырехмиллионной Норвегии, я могу сказать, что мне еще есть здесь чем заниматься.
-- Какие основные трудности подстерегают арт-хаус в нашем прокате?
-- Когда-то главной сложностью было хотя бы получить место в кинотеатрах под наши фильмы, убедить кинотеатры. Сейчас проблем нет, уже какой-то этап становления мы прошли. Все началось с кинотеатра «35 мм», который создавался совместными нашими усилиями как артхаусная площадка, какие-то еще другие площадки подтянулись.
Сейчас, конечно, трудность заключается в том, что своих зрителей как-то найти, вступить с ними в коммуникацию и замотивировать их, заманить в кинотеатры – непросто. Нам кажется, наших зрителей очень много. Даже если это один процент населения России, то это больше миллиона человек. В общем, жить можно. Но как-то они все разбросаны, дезориентированы, обычными каналами рекламы до них невозможно достучаться, потому что это будет стрельба из очень дорогой пушки по трудноуловимым воробьям.
Создать это комьюнити, создать потребность у людей, которые любят наше кино не смотреть скачанным в интернете в часто совершенно дурацком, неправильном, плохо начитанном переводе, а пойти увидеть его на большом экране. Вот это сложно. Мы видим какую-то тенденцию роста, но она очень медленная. Мы сейчас работаем над тем, чтобы достичь какого-то прорыва.
-- А каким образом, как вы думаете, интернет можно использовать?
-- Мы видим, что ключ к нашей аудитории – это прежде всего интернет. Потому что интернет – это с одной стороны, прежде всего вездесущий медиум, с другой стороны, медиум, который позволяет очень точечно вступать с людьми в контакт; который дает бесконечное количество вариантов, как вступить в контакты.
Вроде бы публика очень сегментирована, очень раздроблена, но ты можешь искать очень нужные тебе сегменты. Нужные веб-сайты, нужные социальные сети, нужные блогерские или твиттерские сервисы. Опять же свой сайт, который мы стараемся сделать более интересным, более насыщенным и вообще собираемся полностью реорганизовывать. Мы вкладываем серьезные деньги в разработку такого артхаусного портала, где будет и информация о наших фильмах, и новостная лента о мире авторского кино, и авторские колонки и блоги, и, конечно же, интернет-кинотеатр, где можно будет фильмы и загружать для своего пользования, и смотреть в режиме онлайн.
-- Раз уж мы затронули тему интернета – поделитесь своим мнением по поводу торрентов.
-- Понимаете, торренты – это в общем-то элементарное воровство. Понятно, что получать что-то на халяву гораздо для многих людей приятнее, чем платить за то же самое деньги. Многие люди даже не могут понять, почему я должен платить деньги за то, что можно скачать на халяву. Это все равно что, почему я должен зарабатывать деньги, если можно, немножко отработав ловкость рук, ездить в трамваях или в метро и вытаскивать кошельки из других карманов.
Многих, наверное, это сравнение покоробит, но так оно и есть. Потому что пользователи торрентов думают, что это бесплатно, на самом деле это труд, это работа, это вложение и сил, и времени, и денег других людей.
Кино – это технически очень сложный и дорогостоящий процесс. Это не картина, которую можно взять и у себя на чердаке нарисовать, а потом что хочешь с ней, то и делай. Ты можешь быть голодным художником и рисовать картины у себя на чердаке, тебе нужно, условно говоря, кусок фанеры и уголек, и ты можешь создать произведение. Это не рукопись, которую можно в свободное от работы время набрать на своем ноутбуке и положить в стол, или выложить в интернет, если тебе очень хочется.
Кино – это расходы от десятков тысяч до миллионов долларов. И как раз больше всего от торрентов страдает именно независимое и артхаусное кино. Потому что понятно, что фильм «Аватар» от торрентов не очень страдает. Они и так зарабатывают деньги в кинотеатрах. Большие голливудские студии, конечно, теряют какой-то свой сегмент благодаря торрентам. Но у них есть очень мощный рекламно-пропагандистский механизм, который по-прежнему позволяет им загонять большие массы людей в кинотеатры. И слава богу, потому что это дает деньги на существование киноиндустрии.
А вот для независимого кино это намного сложнее. Создатель какого-то артхаусного малобюджетного фильма не может себе позволить заклеить всю Москву наружной рекламой. И я знаю, очень часто люди, такие независимые артхаусные продюсеры, настоящие подвижники, для того чтобы снять фильм, закладывают свои дома, свои квартиры.
Один мой знакомый продюсер в Швеции продал винтажную «Ламборджини», которая ему досталась в наследство от отца. Чтобы завершить фильм, он продал семейную реликвию. Я знаю людей, которые договаривались с кучей знакомых, чтобы они приходили и бесплатно работали. Но всем потом надо было заплатить, все ждали денег.
Одна моя знакомая сняла в Эстонии фильм за 60 тысяч долларов. И такой фильм как раз отбить довольно сложно, потому что она же не может устроить себе большую кампанию, собрать миллион в кинотеатрах. А каждый человек, который потом этот фильм скачал, ну мы его видели, все, что я теперь буду платить. Он фактически украл у этой девушки, которая потратили свои деньги и деньги каких-то своих друзей, которые стали ее продюсерами. И люди тратили, это не богатые люди, не миллионеры, главный продюсер был английский программист, который просто из своего кармана, со своего банковского счета снял все деньги.
Каждое скачивание лишает этих людей возможности получить обратно все эти средства. Но многие считают: радуйтесь, что вас смотрят. Так бы вас не смотрели бы. Нам, кинематографистам, конечно, приятно, что на нас смотрят. На нас и так посмотрят, нас по телевизору покажут, только нам телеканал деньги за это заплатит. А чтобы нас просто смотрели на халяву люди, которые принципиально отказываются возмещать нам наши же расходы, -- ну извините, не смотрите тогда. Ну вот мы от этого не умрем, правда, вот, не станет от этого нам хуже жить.
-- Как вы относитесь к основному аргументу, что это дорого – платить за фильмы.
-- Рынок давным-давно уже устоялся в этой сфере. Когда-то, я помню, действительно, DVD стоили 900 рублей. Сейчас DVD-новинки стоят 300-350 рублей. 10 долларов – это нормальная европейская цена, при том что мы знаем: в Москве и зарплаты более или менее европейские. Но очень важно, что подавляющее большинство фильмов, побыв два-три месяца в такой дорогой упаковке, через какое-то время перемещаются в так называемую региональную ценовую категорию, их можно купить вообще за 100 рублей.
Сейчас появилось много легальных сервисов, которые предлагают скачивание фильмов за деньги. Мы с этими сервисами работаем. Какие-то сервисы предлагают просмотр фильмов с рекламными вставками. Это тоже нормально, все участвуют в легитимной цепочке кругооборота денег в киноиндустрии. Наши фильмы можно скачать за 40-50 рублей. Это в принципе недорого. Людям, которые считают, что 40-50 рублей за просмотр фильма – это очень дорого, следует задуматься о своем образе жизни, подумать, может, они не так живут, что не могут позволить себе заплатить 40 рублей, 1 евро за просмотр. Понятно, что для каких-то пенсионеров это может быть очень дорого, но пенсионеры вряд ли являются главными потребителями торрентов.
-- Вы общаетесь со множеством людей, не появлялись ли собственные режиссерские амбиции?
-- Я был сорежиссером документального фильма, «Дорога на Галле», который мы делали, очень интересный процесс. Я был сопродюсером на фильме Отара Иоселиани «Сады осенью», сопродюсером у Шарунаса Бартаса, фильм «Евразиец», и я был сценаристом и продюсером фильма «Горячие новости». Но при этом я был таким продюсером, который вовлечен во все творческие процессы: я писал сценарии и прошел все – от съемок до постпродакшн, шаг за шагом. Такая комбинация, сценарист и продюсер, мне казалась очень интересной. Дойду ли я до режиссерских амбиций – я не знаю. Пока у меня есть очень серьезные атхаусно-дистрибуторские амбиции, сейчас я на этом концентрируюсь. Я думаю, в дальнейшем я вернусь к реализации своих продюсерских и сценарных амбиций. А там дальше – посмотрим.