Всемирную паутину принято считать опасным и часто «грязным» с моральной точки зрения местом. Однако и в интернете есть место для святого. Православная церковь готова принимать прихожан не только в реальности, но и в виртуальном мире.
Есть куда пойти
Православному пользователю интернета, по крайней мере в российской его части, определенно есть куда заглянуть: в одном из крупнейших каталогов православных интернет-ресурсов «Православное христианство» содержится более 7000 ссылок на православные ресурсы. Большая часть сайтов, на которые эти ссылки ведут (4330), на русском языке; на втором месте сайты на английском языке (1885), следом идут румынские православные сайты (619). Всего о православии в сети пишут на 28 языках, среди которых есть даже такие несвойственные для православия языки, как арабский (37 сайтов), японский (11), албанский (9) и китайский (7).
Самая большая рубрика каталога -- «Церковная жизнь» (3695 наименований), в которой собраны сайты, посвященные образованию, паломничеству и путешествиям, отдыху, торговле и хозяйственной деятельности. Следом идет рубрика «Вселенское православие». Она содержит в себе 3078 наименований, посвященных православным церквям, не относящимся к Русской православной церкви. На третьем месте по размерам стоит раздел «Русская православная церковь» с 2439 пунктами, а сразу за ним идет подкаталог «Православный интернет», содержащий в себе 2227 наименований.
В подрубрики этого раздела входят подборки web-порталов для православных, каталоги, рейтинги, баннерные системы и веб-кольца, хостинг для православных, форумы православных web-разработчиков, интернет-магазины, личные странички священников, мирян и несколько других подрубрик.
Кроме того, в рунете работают три православных новостных агентства: агентство религиозной информации «Благовест-Инфо», «Седмица.ру» и «Religare», плюс главный источник официальной информации от русского духовенства -- официальный сайт Московского патриархата, на котором публикуются новости, официальные документы, фото- и видеоматериалы, а также анонсы грядущих церковных событий, в том числе и запланированного на сегодняшнюю ночь Патриаршего богослужения в день праздника Рождества Христова.
Важную часть российского православного интернета составляют электронные библиотеки религиозных текстов и хранилища всевозможной мультимедийной информации, связанной с православной церковью. Среди сайтов данного вида стоит отметить проект «Предание.ру», на котором собрана обширная коллекция фильмов, записей телепрограмм, лекций, проповедей, аудиозаписей книг Священного Писания и прочих религиозных текстов, а также большая коллекция музыкальных произведений.
Необходимо отметить, что большинство православных сайтов в рунете, будучи сделанными практически на одном энтузиазме авторов, по дизайну и возможностям «застряли» в давно ушедшей HTML-эпохе, однако есть в сети и православные ресурсы, которые, без всякого сомнения, можно отнести к традиционной нынче концепции Web 2.0.
Православный Web 2.0
Речь идет о православных социальных сетях и блогах, которые уже несколько лет действуют в рунете. Среди них православная социальная сеть, ориентированная на знакомства, «PravZnak», православная социальная сеть «Православный мир» и социальная сеть для православных «Соборное дело». Все три сети имеют стандартный для подобного вида интернет-ресурсов набор возможностей: личная страничка пользователя, возможность добавлять друзей, доска объявлений, фотоальбом, видео- и аудиохостинги, возможность вести личный блог и участвовать в группах по интересам. Некоммерческие основы, на которых существуют данные социальные сети, оставляют отпечаток на их посещаемости, которая пока невысока.
Помимо социальных сетей, в рунете существует собственная православная блогосфера, состоящая из сетевых дневников православных людей, которым есть что сказать. Одним из наиболее заметных блоговых проектов является блог «Православный интернет» (Pravnet.ru), в котором содержится и регулярно обновляется огромное количество информации, связанной с развитием православия в сети. А на портале «Православие и мир» (Pravmir.ru) даже работает собственный рейтинг православной блогосферы, созданный на основе API «Яндекса».
Как и в случае с православными социальными сетями, посещаемость православных блогов далека от посещаемости лидеров рейтингов обычных сетевых дневников.
«Игровое» православие
В августе прошлого года Infox.ru писал о проекте технологического решения, которое потенциально могло бы быть использовано для сближения церкви и подрастающего поколения потенциальных прихожан. Речь шла об обучающем онлайн-проекте, который мог бы использовать психологические и технические приемы компьютерной игры для того, чтобы знакомить пользователей с основными законами христианства, правилами и традициями православной церкви.
Идея проекта пришла к монаху РПЦ Максиму. Тогда же, в августе, стало известно, что предложение о создании подобного проекта было направленно на рассмотрение в канцелярию Московского патриархата. Какой-либо более свежей информации о судьбе предложения пока нет, но идея, безусловно, хороша. Прежде всего потому, что Россия одна из немногих стран мира, где онлайн-игры -- и браузерные, и клиентские -- пользуются значительной популярностью. Создание бесплатного многопользовательского проекта -- отличный способ привлечь молодежь в церковь, лучше и придумать сложно.
Согласно замыслу монаха Максима, пользователь проекта будет иметь возможность выбрать пол, возраст и внешний вид своего персонажа. По мере прохождения проекта пользователь должен развивать некий набор качеств своего персонажа, управляя им правильно и зарабатывая таким образом внутриигровые поощрения. То есть механика этого проекта может быть такой же, как и в любой онлайновой фэнтези RPG.
Множество библейских историй способны обеспечить жизнь персонажа обилием квестов, которые -- построенные по библейским канонам -- одновременно смогут и увлечь, и просветить пользователя в религиозном смысле.
Ну и, наконец, одно из главных преимуществ, которым может обладать подобный проект, -- это его схожесть с реальной жизнью. Губительное для авторитета церкви свойство интернета заключается в том, что в сети нет никакой возможности установить иерархию. В интернете все равны: и священник, и прихожанин. Такое положение дел уничтожает понятия высокого и низкого, идет вразрез с условиями, в которых церковь может исполнять свои функции.
В ролевом игровом проекте имеется возможность восстановления иерархии: как в обычных онлайн-играх менее «прокачанные» игроки равняются и стремятся к уровню более опытных, так и в церковном ролевом проекте новички будут стремиться к тому, чтобы стать опытнее и обзавестись большим виртуальным весом. В обычной ролевой игре игроки используют оружие и магию для достижения своих целей, в церковном ролевом проекте роль оружия и магии может исполнить демонстрация знания заповедей, церковных обычаев, ритуалов и способность совершать правильные, богоугодные, поступки.
Православие, в конце концов, может быть еще одним уникальным игровым сеттингом, в котором может быть построен уникальный образовательный проект с игровыми элементами. Главное, чтобы он был достаточно «играбельным», чтобы пользователь мог увлечься процессом, и одновременно достаточно серьезным, чтобы игрок понимал, что вещи, происходящие с его виртуальным альтер эго, далеко не фантастика и не сказочный вымысел.
В соблюдении этого тонкого баланса вполне может таиться главный ключ к успеху проекта как в развлекательной, так и в образовательной ипостасях.