Федеральная антимонопольная служба выступила против соглашений между странами о «назначенных авиакомпаниях». Ведомство считает необходимым изменить существующую практику: она приводит к завышению цен на билеты. В последние несколько дней две ведущие российские авиакомпании ведут информационную борьбу в связи с правами, которые дает статус назначенного перевозчика.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена настаивать на изменении порядка заключения соглашений между странами по авиаперевозкам. Ведомство ведет совместную работу с Министерством транспорта по разработке поправок, которые должны будут улучшить конкурентную среду и как следствие смогут обеспечить необходимые для снижения тарифов условия. «Мы сейчас с Минтрансом работаем и будем работать над тем, чтобы демонополизировать эти системы и внести изменения в эти договоры, которые заключались еще в 90-х», -- прокомментировал ситуацию в интервью Infox.ru глава ФАС Игорь Артемьев.
«Такого рода система договоров между странами, закрепляя монопольное положение определенных перевозчиков, приводит к негативным последствиям для конкуренции и повышению тарифов», -- пояснил он.
«О подобной работе мне ничего не известно, но я не исключаю ее возможности. Мы открыты для сотрудничества», -- заявил начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов. В то же время он подчеркнул, что полетные соглашения являются типовыми и используются по всему миру. «Во всех странах летает не больше двух национальных назначенных перевозчиков, в некоторых даже один», -- добавил он.
Рынок международных регулярных авиаперевозок регулируется двусторонними межправительственными соглашениями. Так, с Афганистаном и Швецией такие соглашения были заключены еще в 1956 году правительством СССР, а с Грецией – в 2001 году. В частности, соглашение с Грецией предусматривает «наличие не более двух перевозчиков на паре городов» и четыре пункта назначения – Афины, Салоники, Ираклион и Кастория. Представители авиакомпаний ранее неоднократно жаловались на то, что по многим направлениям назначенным национальным перевозчиком является «Аэрофлот» и указывали на то, что данный тип соглашений противоречит принципам свободной конкуренции.
В последние несколько дней две ведущие российские авиакомпании ведут информационную борьбу в связи с правами, которые дает статус назначенного перевозчика. «Трансаэро» потребовало от других авиакомпаний согласовывать с ним перелеты на четырех популярных туристических направлениях. На маршрутах из Москвы в Ираклион, Монастир, Гоа и Санью авиакомпания является назначенным перевозчиком. Согласно приказу № 92 Минтранса, перевозчики, летающие по этим направлениям, должны согласовывать свою чартерную программу с «Трансаэро». Фактически компания заявила о готовности самостоятельно удовлетворить спрос туристов по авиаперевозке на данных направлениях. В «Трансаэро» такое решение объясняют тем, что ранее приказом № 92 воспользовался «Аэрофлот», отказав в праве на полеты на Ларнаку. «В таких условиях «Трансаэро» также считает себя вправе воспользоваться приказом № 92 для защиты своих интересов», -- заявляет официальный представитель компании.
Участники рынка высказали предположение, что этими действиями «Трансаэро» наносит симметричный ответ «Аэрофлоту», создавая препятствие по чартерной перевозке на этих направлениях. Но вечером 23 марта пресс-служба «Аэрофлота» сообщила о том, что авиакомпания также является назначенным национальным перевозчиком на воздушных линиях Москва–Ларнака и Москва–Ираклион. «Авиакомпаниям, планирующим выполнение чартерных рейсов на данных линиях, необходимо получить согласование ОАО «Аэрофлот -- российские авиалинии» как назначенного перевозчика», -- говорится в сообщении. «Видимо, получать согласие придется у обеих компаний», -- сказал представитель одной из авиакомпаний, ставящей чартеры на Ираклион, добавив, что ранее с подобной ситуацией им сталкиваться не приходилось. Представитель Минтранса не смог точно ответить на вопрос, сколько компаний является назначенными перевозчиками по Ираклиону.