Туроператоры требуют доплаты за полностью оплаченные путевки. В агентствах объясняют действия операторов ростом цен на авиакеросин. Юристы советуют пострадавшим требовать изменения или расторжения договора.
Турагентства получают письма от туроператоров, оповещающие о необходимости доплат по топливным сборам за полностью оплаченные путевки, рассказали Infox.ru участники рынка. Среди тех, кто требует доплаты, туроператоры «Библио Глобус», «Мегаполюс турс», «Ланта тур вояж», «Интаэр», «Интурист», «Верса». Борис Максимов, гендиректор сети агентств «Глобал Трэвл», говорит, что и его компания столкнулась с данной проблемой: «Да, туроператоры информировали нас о введении доплат, в том числе по полностью оплаченным заявкам».
«Ланта тур вояж» и «Библио Глобус» предложили нам ввести доплату для уже оплаченных туров», -- рассказал коммерческий директор сети RGB tour Михаил Алексеев.
Топливные сборы вводятся авиакомпаниями несколько раз в год в связи с ростом цен на авиакеросин. Авиакомпания, меняя тарифы, ставит туроператора перед необходимостью осуществить оплату за свой счет или за счет туриста. В конце ноября авиакомпания «Трансаэро» объявила о повышении цен на авиабилеты на 10% с 15 декабря.
««НТК Интурист» была вынуждена обратиться к турагентствам с просьбой произвести доплату за все туры, забронированные до 19.11.2009, попадающие в период вылетов с 25 декабря 2009 по 6 января 2010», - заявили в пресс-службе компании, ссылаясь на рост цен на авиаперевозку.
Виктория Кизимова, директор по продажам и маркетингу «Мегаполюс турс», подтвердила введение дополнительного сбора по уже оплаченным турам: «Мы сделали это впервые за всю историю компании. Письмо от «Трансаэро» пришло в конце ноября, когда все туры на Новый год были проданы на 95%. Сумма убытков без распределения была бы колоссальной». По ее словам, данная мера компенсируется правом клиента аннулировать тур со 100-процентным возвратом. Новогодние туры практически всегда оплачиваются заранее, как минимум за месяц, подтверждает Михаил Алексеев: «Визовые направления бронируются заранее, вся Европа, горнолыжный отдых, уже в сентябре-октябре».
«Веселье начинается при получении документов. Их выдают накануне выезда, и, если формально у оператора тур считается недоплаченным, агентству придется доплачивать из своего кармана. Ведь агент хочет, чтобы турист улетел», -- рассказывает Ирина Соболева, гендиректор «Альтес тур».
Единого стандарта договоров между турфирмой и клиентом нет. В законе «Об основах туристской деятельности» говорится, что каждая из сторон договора имеет равные права, рассказывает Марина Новикова из юридической консультации «Визит»: «При непредвиденном росте транспортных тарифов и турист, и турфирма вправе потребовать изменения или расторжения договора». Иногда турфирма и турист заключают договор, где прописана возможность повышения цены. Пункт о возможной доплате встречается в договорах с туроператорами, подтверждает Борис Максимов: «Например, «Интурист» ссылается на пункт о возможности при повышении цены на рынке вводить доплаты, в том числе по оплаченным заявкам. А у некоторых это не прописано». «По договору с туристом мы не можем взыскать с него дополнительную плату -- услуга уже полностью оплачена, мы можем только уговаривать», -- говорит Михаил Алексеев.
По словам Марины Новиковой, турфирма вправе требовать изменения цены при условии, что возникшую необходимость доплаты из-за роста транспортных тарифов невозможно было разумно предвидеть: «Турист вправе потребовать расторжения договора, однако в этом случае возврат всей стоимости тура не гарантируется, поскольку турфирма вправе удержать свои фактически понесенные расходы».
Глубина продаж -- важный критерий для туристической отрасли. В практике туроператоров -- стимулировать наиболее раннее приобретение турпутевок скидками и спецпредложениями. «Мы ориентируем клиентов на раннее бронирование. Но потом получается, что мы вынуждены им звонить и просить доплатить», -- жалуется Борис Максимов. Для того чтобы не оказываться в такой ситуации, туроператорам необходимо заранее закладывать в стоимость тура возможное повышение цены на авиаперевозку, считает он. С ним согласна и Ирина Соболева: «Все стараются включить доплаты при верстке программ -- зимой и летом. Но поскольку денег в этом году ни у кого нет, возникает всеобщая истерия».
Чартерная авиаперевозка компании «Трансаэро» является востребованным продуктом. Ею пользуются как те операторы, которые входят в пул авиакомпании, так и их субклиенты. Однако взыскание топливного сбора по уже оплаченным турам встречается не у всех операторов--партнеров «Трансаэро». «Те, кто не добирает сбор с туристов, продают путевки изначально дороже», -- считает участник рынка.
Бороться с введением топливных сборов сложно, но можно, считает Михаил Алексеев: «Единственный способ -- голосовать ногами, то есть в следующем году не бронировать у этих туроператоров». Многие туроператоры осознают данный риск и берут издержки на себя. «Они получают выгоду в том, что агенты станут больше с ними сотрудничать», -- считает Михаил Алексеев. Еще одним следствием введения топливных сборов становится снижение продаж продукта туроператора у агентов: «Мы стараемся работать по заявкам тех, кто не перекладывает издержки на нас. Таким образом мы сокращаем зону риска», -- говорит сотрудник московского турагентства.