Российские авиакомпании держат высокие цены на билеты, хотя имеют возможность опустить их до уровня европейских лоукостеров, считает генпредставитель AirBerlin в России и СНГ Гюнтер Зайбт. Ничто не мешает им это делать: от конкуренции с зарубежными перевозчиками российские авиакомпании защищены отсутствием межправительственных соглашений. Дорогие билеты на популярных направлениях -- это способ компенсировать кризисные убытки прошлого года и хронические убытки на социальных рейсах.
Зарубежные low-cost перевозчики не могут попасть в Россию. Отечественные авиакомпании защищены от прихода бюджетных конкурентов отсутствием соответствующих межправительственных соглашений, констатирует Гюнтер Зайбт, генеральный представитель AirBerlin в России и СНГ. «Если реально посмотреть, то на российском рынке более 100 авиакомпаний. Уровень зарплат, если не брать Москву, сильно отличается от Западной Европы. Уже из-за этого российские компании должны бы были придерживаться на внутреннем рынке тех цен, которые в Европе дают low-cost компании. Это не отменяет бизнес-класс и первый класс, но ведь эконом-класс должен тоже быть», -- говорит он.
Потенциал снижения цен на авиаперевозки Гюнтер Зайбт не обозначает, но он серьезно ограничен, несмотря на кризис. «Любой полет стоит своих денег, -- объясняет топ-менеджер. -- Стоимость одного Airbus 320 -- около 40 миллионов долларов. Их надо как-то зарабатывать. Топливо подорожало, аэропорты и пилоты требуют своих денег. Авиакомпании должны реализовать свои полеты в ситуации кризиса. В прошлом году западный рынок авиаперевозки упал на 12-15%. На российском рынке, если посмотреть реально, снижение даже больше. В прошлом году все авиакомпании практически ничего не заработали, а в основном потеряли. Многие компании обанкротятся или как минимум они предвидят такой исход как возможный, поэтому они стараются компенсировать убытки там, где это возможно с учетом конкурентной среды».
Рост стоимости топлива в начале осени этого года неизбежно привел к тому, что авиабилеты подорожали на соответствующую сумму. «В прошлом году цены на керосин выросли более чем на 50%. Мы, как и другие, вынуждены были ввести надбавку, которую мы потом убрали, когда стоимость керосина снизилась. Этот фактор никто не в состоянии игнорировать», -- комментирует ситуацию Гюнтер Зайбт.
По его словам, AirBerlin удалось своевременно отреагировать на надвигающийся кризис: «Мы быстро среагировали, поэтому нам удалось обойтись без сокращения штата». Компания сократила сеть полетов и неконкурентоспособные рейсы, но при этом не стала отказываться от жестких блоков при продаже мест туроператорам. «Нам удалось добиться того, что падение объемов бизнеса в Западной Европе у нас было 7-8%, то есть меньше, чем в целом по рынку, где было 10-15%», -- добавляет он.
Сокращение глубины продаж авиабилетов мешает авиакомпаниям и оказывается выгодным для потребителей, считает Гюнтер Зайбт. Пассажиры получают возможность купить дешевые билеты буквально за месяц до вылета, зато бизнес теряет ориентацию и не может прогнозировать собственное развитие на несколько месяцев вперед.